08 июн, 11:31
«Проглотив» серию довольно резких критических замечаний от Кабинета Министров и Министерства финансов, Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ), по-видимому, решился возобновить, по сути, приостановленный более года назад приватизационный процесс. Эксперты считают, что, если Фонд проявит последовательность, планируемые продажи будут успешными.
На прошлой неделе ФГИУ сделал сразу два многообещающих заявления: о начале подготовки к проведению конкурса по продаже 76% уставного фонда холдинговой компании «Лугансктепловоз» и об утверждении списка из шести шахт, предприватизационная подготовка которых будет начата «со дня на день». Следует отметить, что причин, вследствие которых оба эти процесса были инициированы именно теперь,— не считая, конечно, грядущего дефицита госбюджета и многозначительных подталкиваний со стороны правительства — у Фонда не было.
Так, о необходимости приватизации ХК «Лугансктепловоз» руководство Фонда активно заговорило примерно полгода назад. Однако никаких активных действий в этом направлении не предпринимало, ссылаясь на незавершенность судебных процессов вокруг предприятия. Действительно, таковые тянулись около пяти лет. Как известно, в 2001 году, когда этот объект был впервые выставлен на продажу, единственным претендентом на участие в конкурсе оказалась компания «АвтоКРаЗ». Однако ФГИУ отклонил заявку компании, поскольку она не соответствовала квалификационным требованиям, выдвинутым к потенциальному претенденту. В результате конкурс был признан несостоявшимся.
Тем не менее, претендент в течение пяти лет пытался оспорить решение конкурсной комиссии. Наконец, 22 сентября 2005 года решением Хозяйственного суда г. Киева приказы ФГИУ об утверждении плана размещения акций компании, о создании конкурсной комиссии для осуществления приватизации госдоли в этом ОАО и о проведении конкурса по продаже акций ОАО были упразднены. А 17 января нынешнего года Апелляционный хозяйственный суд г. Киева отклонил апелляцию холдинговой компании «АвтоКрАЗ» на это решение. Впрочем, представители группы «Финансы и Кредит», контролирующей автохолдинг, тут же сообщили о намерении подать кассационную жалобу в Высший хозяйственный суд Украины. А представители Генеральной прокуратуры Украины, по иску которой и было вынесено сентябрьское решение, заявили о начале расследования законности решений судов различных инстанций, которыми компания «АвтоКрАЗ» была признана владельцем «Лугансктепловоза».
Итак, по большому счету к приватизации холдинга Фонд мог приступить уже в конце февраля, убедившись, что от главного спорщика — компании «АвтоКрАЗ» никаких дальнейших шагов в направлении оспаривания январского решения Апелляционного суда не последовало. Однако этого не произошло. Лишь позднее, во время официального визита на предприятие, председатель ФГИУ Валентина Семенюк заявила, что считает ее возможной. Тогда же о своем желании как можно скорее принять участие в конкурсе по продаже этого объекта заявил и основной на данный момент претендент на него — российское ЗАО «Трансмашхолдинг».
Нетрудно доться, что толчком к подготовке конкурса стало вовсе не завершение судебных разбирательств, поскольку оные угасли как-то сами собой, а призывы к действиям со стороны правительства. Однако вопреки всей их недвусмысленной звучности, Фонд все-таки не торопится. Пока что он опубликовал в газете «Ведомости приватизации» объявление о начале подготовки к конкурсу и предложил потенциальным покупателям принять участие в разработке условий продажи холдинга. Шаг — вполне традиционный и необходимый при приватизации непривлекательных объектов, но, вероятно, излишний в случае с ХК «Лугансктепловоз», интерес к которой уже заявлен со стороны инвестора. Как бы то ни было, но начало положено и, если никто из действующих лиц не изменит собственных намерений, холдинг найдет своего хозяина уже в конце третьего/начале четвертого квартала.
Наряду с этим Фонд продемонстрировал некоторую активность в отношении приватизации нескольких угольных шахт. Так, почти одновременно с публикацией объявления о ХК «Лугансктепловоз», руководство ведомства утвердило решение о продаже 6 из 12 угольных шахт, предложенных к приватизации Министерством угольной промышленности Украины. В окончательный вариант списка объектов вошли: ПП «Шахта «Северная» ГП «Снежноеантрацит», ОАО «Шахта „Новодзержинская“», ГП «Шахта „Словяносербская“», ГОАО «Шахта им. А. И. Гаевского», ГП «Шахта „Постниковская“» и ОАО «Лисичанскуголь». Предполагается, что на своем ближайшем заседании правительство утвердит данный перечень, а Фонд к концу года завершит их подготовку к приватизации.
Как известно, идея «сбыть с рук» некоторое количество убыточных, но тем не менее инвестиционно привлекательных объектов угольной промышленности родилась в конце зимы нынешнего года в Министерстве угольной промышленности Украины. А уже в марте Минуглепромом и ФГИУ была создана рабочая группа для координации работы по подготовке и приватизации этих объектов, в компетенцию которой, разумеется, входит и формирование их перечня. Однако, видимо что-то в совместной работе не заладилось, поскольку сразу же после утверждения списка Минуглепром, не согласившись с аргументами Фонда, потребовал включить в него все 12 объектов, которые и были им предложены ранее.
Так, глава Минуглепрома Виктор То заявил, что, по его мнению, только расширенный список приватизируемых объектов угольной отрасли сможет продемонстрировать ее инвестиционную привлекательность. И даже направил в Фонд письмо, в котором значится: «Министерство угольной промышленности провело тщательный анализ наиболее привлекательных угольных предприятий и приняло решение о точном списке шахт, подлежащих приватизации». Собственно говоря, если Минуглепром взял на себя ответственность формировать точный список приватизируемых объектов, он мог бы сам и продавать их. Однако если, как это и определено действующим законодательством, и то, и другое находится в компетенции Фонда, Минуглепрому следовало бы просто довериться специалистам.
А те считают, что, во-первых, сначала на продажу нужно выставить наиболее интересные объекты, дабы на опыте убедиться, насколько велика заинтересованность в них инвесторов. И, во-вторых, остальные шахты из предложенного списка просто не соответствуют критериям, выдвигаемым к объектам приватизации. В этом Фонд поддержал и Кабмин, представители которого высказали аналогичное мнение: «Сначала нужно продать наиболее привлекательные объекты, для того чтобы „подогреть“ рынок, а уже потом приватизировать все остальное».
Как бы то ни было, решение будут принимать в правительстве, а оно ясно изложило свою позицию. И, тем не менее, эксперты опасаются, что спор между Фондом и Минуглепромом как минимум затормозит процесс продажи шахт, а, максимум, — существенно снизит потенциальную привлекательность объектов. Впрочем, несмотря ни на что, о своем желании участвовать в приватизации заявленных шести шахт уже объявили почти все влиятельные бизнес-группы. А именно: «Донбасская топливно-энергетическая компания» (энергохолдинг, принадлежащий СКМ), корпорации «Интерпайп» и «Индустриальный союз Донбасса», группа «Приват» и Мариупольский меткомбинат им. Ильича, словом, те отечественные оки, между которыми рынок кокса поделен крайне непропорциональным образом и которые по этой причине никогда не находили общий язык. Кроме того, не прочь приобрести эти объекты и иностранцы — «Смарт-групп» и «Mittal Steel–Кривой Рог».
Между тем, учитывая тот факт, что не у всех потенциальных претендентов одинаково тугой кошелек, а в отношениях в отечественном ГМК от присутствия индийского гиганта гармонии не добавилось, формирование условий конкурса может стать серьезным испытанием для сравнительно нового руководства ФГИУ. Ведь, по сути, ему, так же как и предыдущему руководству, придется выбирать между стратегическими интересами отрасли и потенциальной ценой продажи этих объектов.
Елена Герасимова,
корреспондент
ELCOMART News
(e-news)
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/56111.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua