14 июн, 14:13
Активный российский «винный изоляционизм» породил в прессе ю бурю обсуждения. Пока аналитики и производители рассуждали о возможных последствиях увеличения молдовского и грузинского винного импорта, к «черному списку» Роспотребнадзора присоединились Чили и Аргентина.
Тем не менее, ажиотаж вокруг возможной экспансии молдовских и грузинских вин, а затем и новосветских «винных тов» оттенил более масштабный процесс. Дверь ВТО может больно распахнуться перед отечественными виноделами уже к концу этого года.
Три литра на душу – жить будем! Но не долго
Украинский винный рынок переживал не самые лучшие времена. «На е экономить нельзя, будем экономить на вине!» - вот универсальный ключ к «культуре» потребления вина в кризисные 90-е. Тогда наибольшим успехом пользовались крепленые вина, позволяющие быстро и дешево достичь необходимого опьяняющего эффекта.
Отсутствие спроса на качественный продукт привело к застою в отрасли. Инвестиции в обновление виноградников были скорее исключением, чем правилом. Это повлекло за собой существенное сокращение их площадей. Виноградарям так и не удалось восстановить виноградники после «великой вырубки» середины 80-х годов.
С начала 2000-х экономическая ситуация начала улучшаться. Но и здесь вино опередили а и о. Сегодня Украина по потреблению крепких ьных напитков уступает разве что исторически «водочной» России. При этом потребление вина в Украине не дотягивает до трех литров в год на душу населения. Это на порядок ниже, чем в европейских странах.
Последний факт как раз и позволяет сделать вывод о существенных перспективах роста рынка.
По данным Госкомстата, в прошлом году падение объемов производства вина составило 3% по отношению к 2004 году. Но по мнению аналитиков рынок вырос на 6-8%. Это произошло за счет детенизации ьного рынка. Например, прекращения практики использования винных акцизных марок для водочной продукции.
По оценкам Первого Национального Винодельческого Холдинга, рост отечественного рынка в нынешнем году может составить порядка 10-12%. По итогам только первых четырех месяцев 2006года можно констатировать рост производства на 7% в сравнении с 2005г. И эта тенденция до конца года как минимум сохранится.
В развитии украинского рынка вина, по прогнозам, будут доминировать следующие тенденции:
«Во-первых, это структурирование рынка и крупные инвестиции в винодельческую отрасль. Структурирование выражается в «занятии полки» в рознице крупными производителями, в их активности по донесению ценности продукта до конечного потребителя и, как результат, в концентрации продаж в верхней части списка виноделов. В свою очередь, рост продаж, в том числе и на экспорт, делает отрасль инвестиционно привлекательной, - считает Исполнительный Директор Первого Национального Винодельческого Холдинга Андрей Салацкий. - Во-вторых, это наметившийся рост культуры потребления, который, например, выражается в изменении потребительских предпочтений в пользу сухих вин. Хотя пока это лишь первые робкие шаги, так как многие из представленных на полках магазинов вина оставляют желать лучшего».
Следует отметить, что культура потребления вин постепенно растет. Происходит сокращение потребления крепленых вин в пользу сухих и полусухих. Кроме того, летом большим спросом пользуются белые вина, а осенью-зимой – красные, как это принято в европейских странах.
«Такая закономерность, присущая цивилизованным рынкам, появилась в Украине совсем недавно и в этом году должна стать традиционной и для нашего. Основной тенденцией будет дальнейшее и нарастающее увеличение доли сухих вин, - считает бренд-менеджер TM INKERMAN Василий Вовчук.- Этот процесс будет продолжаться на протяжении ближайших пяти лет».
Это свидетельствует о появлении в Украине крепнущего среднего класса, стремящегося к умеренному и культурному потреблению качественных вин.
На это и рассчитывают производители вина, не собирающиеся терять свой шанс. Ведущие винодельческие предприятия и отраслевые объединения объявили об основании национальной программы «Украинское вино».
Участники проекта «Украинское вино» ставят своей целью популяризацию качественных украинских вин, вытеснение фальсификата для максимальной подготовки отрасли к вхождению в ВТО и достойной контноспособности на европейских рынках.
Штрафники РОСПОТРЕБНАДЗОРА на украинском рынке
Ситуация с экспансией молдовских и грузинских вин на украинский рынок неоднозначна. С одной стороны, существует тенденция к увеличению присутствия продукции молдовских и грузинских производителей. Это происходит за счет работы с розничными сетями, размещения продукции на полках магазинов и активного маркетингового продвижения грузинских вин в Украине.
С другой стороны, тенденции развития украинского рынка не открывают серьезных перспектив для импорта. На фоне начавшегося реэкспорта молдовских и грузинских вин из России можно сказать, что емкости украинского рынка будет недостаточно для реализации этой продукции. В любом случае, российский рынок останется для них стратегическим.
Наиболее благоприятным выходом для импортеров стало бы позитивное разрешение вопроса о ввозе молдовских и грузинских вин в Россию. Но меры России заставят винопроизводителей Молдовы и Грузии задуматься о диверсификации поставок. Для этого необходимо время, которого у них сейчас нет.
«Сложно оценить, насколько импортерам удастся увеличить свою долю на украинском рынке, - считает Маркетинг-директор Первого Национального Винодельческого Холдинга Геннадий Кулжинский. - Значительного увеличения объемов реализации молдовских и грузинских вин пока не наблюдается. Тем более, что у отечественного потребителя сформировалась достаточно высокая лояльность к украинским винам. К крымским винам, в частности».
Для сравнения: индекс потребления отечественных вин за указанный период - 88%, предпочтение - 77%, т.е. доминирование на рынке отечественной продукции налицо.
По данным последней волны потребительских исследований компании MMI среди потребителей вин в возрасте 16-65 лет молдовские вина потребляли 51% респондентов, грузинские - 23%.
Предпочитают молдовские вина - 21%, грузинские - 6%.
Если сравнивать с предыдущими периодами и годами - явной динамики этих индексов не наблюдается, и можно говорить об уже сформированных и устоявшихся потребительских стереотипах в отношении и молдовских, и грузинских вин, изменять которые сложно и дорого.
Молдовские и грузинские производители мало работают с брендами и не дифференцируют продукцию по категориям потребителей. Гораздо больше внимания ими уделяется дизайну и разработке новых торговых марок. Украинский же потребитель доверяет знакомым брендам.
К тому же, кампания российских СМИ против молдовских и грузинских производителей повлияет на спрос и на украинском рынке.
Создание зоны свободной торговли в рамках ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) открывает перед молдовскими и грузинскими виноделами новые возможности по продвижению своей продукции. Что уже можно видеть на примере активной кампании по продвижению грузинских вин.
Наиболее вероятно, что самая серьезная борьба развернется в нижнем ценовом сегменте. Тем более, что с точки зрения контной борьбы украинский рынок более жесткий, чем российский. Чтобы войти в рынок качественного вина, нужно обладать не только продуктом. Стоимость входа в украинский рынок достаточно высока, и, кроме дистрибуции, необходимо вкладывать деньги и в коммуникацию. Немногие молдовские и грузинские производители готовы работать с конечным потребителем.
Поэтому говорить о вытеснении отечественного производителя еще рано.
Аргентина – Украина: не сыгранный матч
Во многом схожие аргументы звучат и в отношении вин из Нового Света.
«Во-первых, Украина – самостоятельное направление экспорта, требующее значительно больших усилий (на единицу продукции) в сравнении с Россией, - говорит Исполнительный Директор Первого Национального Винодельческого Холдинга Андрей Салацкий. - Во-вторых, претензии к аргентинцам и чилийцам, по моему глубокому убеждению, – не более чем «легенда». Ее главная задача в том, чтобы создать впечатление реальной борьбы с фальсификатом и несколько размыть политический окрас проблемы».
По мнению бренд-менеджера ТМ INKERMAN Василия Вовчука, для чилийских и аргентинских производителей будут важны как схемы позиционирования и продвижения нового продукта, каналы сбыта и потребительских предпочтений, так и учет особенностей рынка.
«Одного желания и возможности производителей продавать свои вина в Украине мало, - говорит Василий Вовчук.- Часто даже винам из ближнего зарубежья необходима адаптация продукта к украинскому рынку. Очень важно сделать его понятным для украинского потребителя, а потребитель уже сам решит – «пить или не пить».
Специалисты Первого Национального Винодельческого Холдинга считают маловероятной в ближайшее время экспансию вин Нового Света. Это объясняется в первую очередь тем, что доля рынка производителей из стран дальнего зарубежья крайне мала. По оценкам экспертов, она не превышает 0,1%.
«Тенденция к увеличению данного сегмента существует. Но темпы его роста незначительны, - говорит Директор Департамента внешнеэкономической деятельности Первого Национального Винодельческого Холдинга Евгений Скорик. - Объемы продаж вин из дальнего зарубежья могут увеличиться в два-три раза. Но даже в этом случае, масштабы присутствия производителей из Нового Света на украинском рынке будут незначительны».
Чилийские и аргентинские вина могут пополнить верхний ценовой сегмент. Их ориентировочная стоимость в рознице составит около 30 гривен. Таким образом, они составят концию, главным образом, грузинским винам.
ВТО: нормативы ГТО
Практически противоположная ситуация с возможными последствиями вступления Украины во Всемирную Торговую Организацию. Хотя процесс подготовки к вступлению длится уже 13 лет, многие отрасли еще не в полной мере готовы к работе на открытом рынке. Во многом это применимо и к виноделию. Как пример, на сегодняшний день в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №7623 «О внесении изменений в Закон Украины «О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и ьные напитки». Им предусматривается отмена акцизного сбора с истых, газированных и виноградных вин, спиртных напитков, полученных при перегонке виноградного вина. Этот законопроект может нокаутировать ю отрасль.
«Риски винодельческой отрасли при вступлении Украины в ВТО очевидны для всех оков рынка, - говорит Евгений Скорик, Директор отдела внешнеэкономической деятельности Первого Национального Винодельческого Холдинга. - В случае открытия границ и снятия пошлин рынок наполнится большими объемами вина хорошего качества и по приемлемым ценам. Основной поток импорта будет поступать из Чили, Аргентины, Испании, Италии».
Только за первый год доля вин из дальнего зарубежья (Франции, Италии, Чили, Аргентины, Австралии, ЮАР) может возрости с 0,1% до 3-5 процентов. (Для сравнения: нынешняя доля молдовских вин составляет 12,5 процентов).
После того, как производители дальнего зарубежья произведут оценку потенциала отечественного рынка, они направят в Украину большие бюджеты. Это приведет к пересмотру стоимости услуг на медиа-рынке и рынке трейд-маркетинга. Стоимость входа в рынок значительно повысится. Следствием этого станет перераспределение доли рынка в пользу наиболее крупных оков.
Это заставит отечественных производителей пойти на снижение рентабельности производства, ужесточить ценовую борьбу за потребителя, что значительно замедлит темпы развития винодельческой отрасли в Украине.
Помимо этого существует ряд проблем, требующих законодательного урегулирования. Без их решения ситуация в условиях открытости рынка для товаров и капиталов будет непредсказуемой.
«Во-первых, до сих пор нет закона, определяющего отношение собственника виноградников к земле, на которых они произрастают. То есть земля не является собственностью винопроизводителя, в этом мы тоже видим определенные риски в случае открытия внутреннего рынка для производителей из Европы, - отмечает Маркетинг-директор Первого Национального Винодельческого Холдинга Геннадий Кулжинский. - Во-вторых, существует вопрос о возмещении затрат винодпроизводителей на развитие виноградников. Без государственной поддержки виноделов можно ставить вопрос о сохранении отрасли как таковой. Даже сырьевая проблема в целом может быть успешно решена при участии государства. Так как тогда производителю будет понятно, для чего вкладывать средства в виноградники».
Поэтому при вступлении в ВТО необходимо разработать программу защиты украинского производителя, компенсирующую возможные негативные последствия снятия пошлин и ограничений при импорте. В первую очередь речь идет о дотациях и инвестициях в виноградарство и виноделие.
Первый Национальный Винодельческий Холдинг будет продолжать политику защиты позиций отрасли, в том числе, и в рамках программы «Украинское вино». В планах работы предусмотрена серьезная активизация сотрудничества с Верховной Радой и Кабинетом Министров Украины, другими органами государственной исполнительной власти.
Ведь до сих пор с содержанием двусторонних протоколов, подписанных со странами-участницами ВТО, не ознакомлены представители целых отраслей. И все это при громких заявлениях представителей власти о присоединении к ВТО до конца 2006 года.
На нынешнем этапе необходимо удержаться от импульсивных решений, обусловленных политической конъюнктурой. Основной целью должен быть последовательный и открытый процесс присоединения к ВТО с минимизацией возможных потерь для многих отраслей Украины.
СПРАВКА: Первый Национальный Винодельческий Холдинг входит в состав корпорации «Логос» (г.Днепропетровск). Как управляющая структура Первый Национальный Винодельческий Холдинг объединяет лидеров украинского виноделия:
ООО "Инкерманский завод марочных вин" (г.Севастополь, АР Крым), АПФ "Таврия" (г.Новая Каховка, Херсонская область), ЗАО "Институт Виноделия" (г.Днепропетровск), а также первичные базы виноделия: ООО "Качинский+" (АР Крым, Севастопольская зона виноделия), ЗАСО "Черноморец" (АР Крым, Бахчисарайский район). Общая площадь виноградников Холдинга- более 3500га.
Первый Национальный Винодельческий Холдинг является владельцем таких торговых марок как «INKERMAN» - классические марочные тихие вина, «Легенда Крыма» - ординарные вина, «Златна Коллекция» – коллекция десертных вин, «Таврия» – ординарные, марочные и коллекционные ки, «ALeXX» – первый креативный к в стиле fusion. С 2005 года ПНВХ является эксклюзивным поставщиком продукции Remy Cointreau в Украине (ки Remy Martin, ликеры и и BOLS).
Даниил Нестеров, пресс-служба Первого Национального Винодельческого Холдинга
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/56549.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua