Топливные трейдеры присматриваются к ТЦ

24 июл, 12:17

Крупнейшие в Украине нефтетрейдеры огласили свои планы развития розничных продаж топлива. Основное место в них отведено Киеву, рынок которого все без исключения компании считают наиболее приоритетным. Учитывая растущую стоимость земельных участков в городе, по мнению экспертов, это приведет к усилению консолидационных процессов, в результате которых в столице вряд ли найдется место под солнцем для еще работающих мелких трейдеров.

Количество АЗС будет расти

По словам аналитика компании Millennium Capital Юрия Алексеенко, на данный момент в столице насчитывается свыше 150 заправок. «Несомненно, их число будет с каждым годом увеличиваться из-за развития города и огромной привлекательности рынка. Темпы роста автомобильных продаж, существенная доля которых приходится именно на Киев, и интенсивность автомобильного движения будут привлекать сюда основных трейдеров нефтепродуктов», — говорит он. В НТЦ «Психея» считают, что в городе сейчас работает более 200 АЗС. «Заправок, в принципе, достаточно. Но в ближайшие несколько лет их число будет возрастать одновременно с ростом города. То есть темпы количественного увеличения АЗС составят порядка 5–10% в год», — прогнозирует директор НТЦ Сер Сапегин. По оценке компании «ТНК-ВР Украина», сейчас в Киеве насчитывается приблизительно 240 АЗС и АГНКС (газовые заправки), а до конца года их число вырастет до 250.

Хотя количественная оценка числа столичных заправок и разнится, мнение участников рынка о неминуемом увеличении их числа подтверждают планы розничных операторов по расширению бизнеса, ставшие известными в начале июля. К примеру, президент «ТНК-ВР Украина» Александр Городецкий заявил недавно, что на протяжении нескольких лет компания намерена запустить в Киеве около 30 собственных АЗС (в данное время ей принадлежит всего 6 заправок, хотя под ее вывеской работают почти 50). «Компания хоть и не намерена полностью отказываться от джобберских схем, которые она активно использовала в последние годы, но планирует теперь сконцентрироваться на запуске собственных станций», — отметил он. Руководитель группы планирования сетей ООО «ТНК-Сбыт» (входит в группу компаний «ТНК-ВР Украина») Денис Чернов пояснил, что если бы компания изначально пошла по пути построения собственной сети, то широкую известность брэнд получил бы, наверное, только лет через пять. «Джобберская программа позволила достичь значительных результатов за более короткий срок. Теперь ТНК-ВР может позволить себе постепенно создавать собственную сеть. Свои станции — это более доходный канал продаж топлива, нежели джобберский», — говорит он.

Лидерство по числу собственных АЗС в столице сейчас уверенно держат «Лукойл-Украина» и НК «Альянс». По словам пресс-секретаря НК «Альянс» Ольги Сафиной, компания владеет 34 станциями в Киеве и собирается в нынешнем году увеличить их число. «До конца года мы планируем нарастить нашу украинскую сеть, состоящую из 144 заправок, примерно на 20 АЗС. Но какая часть придется на столицу, пока неизвестно», — отметила она. Правда, надо учитывать, что на днях компания объявила о готовящемся ребрэндинге нескольких киевских АЗС в пользу компании Shell, с которой «Альянс» уже три года сотрудничает в России: она таким образом планирует опробовать через столицу свои силы на украинском розничном топливном рынке. Какое именно количество заправок отойдет мировому нефтяному гиганту, пока не уточняется, но очевидно, что их прирост пойдет в минус «Альянсу». Сеть «Лукойл-Украина» насчитывает 29 заправок. По словам начальника Центра общественных связей компании Валерия Рясика, программа дальнейшего расширения по Киеву не исключает привлечения в сеть АЗС и других владельцев. «Но на возможность расширения серьезное влияние оказывают трудности с получением мест для строительства новых объектов», — пожаловался он.

Наиболее агрессивного продвижения в столице в нынешнем и последующих годах эксперты ожидают от полугосударственной-получастной (контролируется группой «Приват» Игоря Коломойского) «Укрнафты». Являясь самым крупным оператором розничных продаж нефтепродуктов в стране, она плохо представлена в столице, имея здесь лишь четыре АЗС. По мнению Юрия Алексеенко из Millennium Capital, в ближайшем будущем «Укрнафта» займет существенную долю на киевском рынке, поскольку «приватовцы» ведут активную борьбу за активы «Киевгорнефтепродукта», владеющего около 35 АЗС в Киеве и двумя нефтебазами в Киевской области.

Покупка или строительство?

Более интригующим является вопрос, по какому пути будут расширяться компании. Наиболее сложная задача в этом смысле у «ТНК-ВР Украина», которая из-за новой стратегии развития, по сути, вынуждена создавать собственную сеть чуть ли ни с нуля. «В ее развитие компания планирует задействовать как приобретение участков и строительство на них АЗС, так и покупку уже существующих АЗС или сетей», — говорят в пресс-службе «ТНК-ВР Украина». В «Альянсе» отмечают, что будут расширяться путем строительства новых и введения в эксплуатацию реконструированных АЗС. Валерий Рясик из пресс-службы «Лукойл-Украина» полагает, что возможности для строительства новых объектов в столице еще есть. «Вопрос в другом — насколько это разумно и эффективно», — говорит он. Поэтому в целом и трейдеры, и независимые эксперты сходятся во мнении, что, учитывая дороговизну земли и, главное, сложности с землеотводом, основным средством расширения сетей крупных трейдеров будет поглощение мелких несетевых коллег, которым после отмирания джобберских схем может не хватить места на рынке.

Что касается более долгосрочных перспектив, то директор НТЦ «Психея» Сер Сапегин считает, что можно прогнозировать открытие АЗС при торговых центрах и гипермаркетах. Сейчас риэлторы и розничные торговцы топливом только присматриваются друг к другу. «Их площади (ТЦ и гипермаркетов) позволяют идти по этому пути. При таких АЗС будет достаточно широкий комплекс услуг, начиная от мойки и подкачки шин газом и заканчивая обслуживанием и мелким ремонтом. Все услуги будут предоставляться комплексно с высоким качеством и без необходимости присутствия владельца автомобиля, который в это время спокойно совершает покупки», — заключил он.

Инф. Деловая столица







Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/60286.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua