24 июл, 14:26
Тату-индустрия стремительно развивается и коммерциализируется. Большое превышение спроса над предложением пока позволяет большинству участников рынка получать высокие доходы при невысоком качестве услуг
«Почему вы не пришли вовремя?! Как вы это объясните?» — почти кричит в трубку тату-мастер Владимир Хоменко. Его время стоит немалых денег: он сотрудничает с дюжиной киевских салонов красоты. Ему, человеку с высшим медицинским образованием, не задают лишних вопросов и охотно доверяют делать татуировки, и .
Эта клиентка оказалась слишком капризной. Она сразу дала понять, что хочет не просто розочку на е, а сложный узор поверх старого шрама. Обычно заказчики довольствуются рисунками из каталога, но в этом случае мастеру пришлось бы готовить трудоемкий уникальный эскиз. Прибылью необходимо поделиться с салоном: клиентка не захотела татуироваться у него дома. Так что разговор закончился ультиматумом: «Либо вы сейчас же приезжаете, и мы делаем татуировку, либо — до свидания».
Популярность украшения тела неуклонно растет, а потребитель пока имеет расплывчатое представление о реальном качестве предоставляемых услуг. Перспективы этого рынка обусловлены трансформацией восприятия татуировки окружающими: прежние ассоциации с блатным миром уходят в прошлое, татушка все чаще воспринимается как модный способ самовыражения.
Три кита и мелкая рыбешка
«Рисую я с детства. Первую татуировку сделал в армии: иголкой и канцелярской тушью. Естественно, качество меня не устроило, и я всерьез задумался над тем, чтобы научиться этому искусству», — говорит тату-мастер салона художественной татуировки «Скорпио» Сер Богуцкий. Уволившись в запас, он занялся компьютерным дизайном и работал на анимационной студии «Борисфен-Лютес», пока однажды не наткнулся в газете на рекламу тату-салона. «В этом салоне я прошел курс обучения, проработал год и понял, что пора начинать собственный бизнес. Нашел партнера, как мне тогда казалось, вполне надежного: он обеспечивал стартовый капитал и управление, а я занимался творчеством. Прибыль договорились делить поровну». Однако приятельские отношения вскоре пошли вразрез с деловыми интересами — и через год дуэт распался. С тех пор отчетность, администрирование, ведение документации — обязанности Богуцкого.
Существует три варианта организации бизнеса: тату-студия (tattoo art studio), тату-салон (tattoo parlor) и сотрудничество мастера с салонами красоты (beauty parlors). Кроме того, есть огромное количество свободных художников, которые в основном делают татуировки своим знакомым, а также знакомым знакомых. Однако принадлежность к одной из этих схем не гарантирует профессионализма. Украинская тату-индустрия еще недостаточно структурирована. Сейчас ее конфигурацию определяют два фактора: творчество и деньги, причем именно в таком порядке. Слово «бизнес» в сочетании с «тату» зачастую оказывается на втором месте: татуировка — это в первую очередь искусство.
Коммерцию и творчество объединяют столичные тату-салоны, которых всего меньше десятка. Их можно считать пионерами бизнеса татуировок. Салон всегда ориентирован на клиента, поэтому тату-мастер обязывается выполнять и так называемые штампы — типичные рисунки. Простые мотивы поручают начинающим. Кроме того, художники непрерывно совершенствуют технику татуировки, повышая свой статус: в результате к ним приходит больше клиентов, ориентированных на оригинальные работы. Но пока деятельность таких салонов вызывает негативные отзывы корифеев. «Тату-салон подразумевает работу большого количества людей. Салон — это конвейер, который сводит к минимуму креативное начало. В тату-студии, наоборот, творят, создают. Мы делаем то, что можем и что нам интересно, берем на себя ответственность, а не просто зарабатываем деньги», — утверждает мастер студии татуировки и а «У ДеДа» Игорь Гружевский. Признанные тату-художники могут позволить себе избирательно относиться к клиентуре, выполнять только те работы, которые им интересны, и индивидуально назначать цены. Это серьезная помеха тату как бизнесу, но необходимое условие для творчества.
Мастеров, работающих с салонами красоты, в Киеве несколько десятков. Если мастер сотрудничает с каким-либо салоном, он делает стандартные татуировки, перманентный макияж, то есть механически переносит рисунок на кожу. Потребность в этом возникает один-два раза в месяц, поэтому, чтобы деятельность приносила доход, татуировщику необходимо работать с несколькими организациями одновременно. Салон не может эффективно контролировать качество обслуживания, так что формула успеха для мастера: работать проще, работать больше и по возможности избавляться от посредничества.
Разделение на тату-салоны, тату-студии, а также гастролирующих мастеров проявляется и в политике ценообразования. Стоимость черной татуировки размером 5 х 5 сантиметров составляет в среднем от 30 до 50 долларов. Самая простая татушка размером с пачку ет обойдется примерно в сто долларов, цветная — почти в полтора раза дое. Оригинальные рисунки, требующие особой точности, портреты, татуировки на шрамах или иях, сover-up, нанесенные поверх расплывшихся «партаков», могут стоить в два раза больше обычного. В целом по Киеву цены колеблются от 6 до 30 гривен за квадратный сантиметр в зависимости от квалификации мастера и организации бизнеса: в тату-студии — дое, в салоне красоты — дешевле.
Если художник работает в одиночку, всю стоимость татуировки он получает в свое распоряжение, причем 10% тратятся на средства, необходимые на аренду помещения, еще 10% идут на закупку необходимых материалов и 30% — на рекламу. ину суммы мастер кладет себе в карман. Работать с салоном красоты менее выгодно: он берет 50% за посредничество, при этом расходные материалы художник покупает на собственные деньги. В больших организациях распределение выручки дифференцируется. Например, в тату-студии «Планета Tattoo» оплата работы составляет 15–35%: минимальный процент получают подмастерья, максимальный — специалисты высокого класса. Платить мастеру больше 30% салону уже невыгодно: тогда для того чтобы окупить аренду помещения в пятьдесят квадратных метров ежедневная выручка должна быть не меньше 500 долларов.
Большинство тату-салонов арендуют помещения, так что мастера работают в статусе частных предпринимателей, и, согласно законодательству, фактически приравниваются к парикмахерам. Род занятий «художественная татуировка» в лучшем случае существует на свидетельствах о регистрации плательщика единого налога — в статистической отчетности его классифицируют как «деятельность парикмахерских и салонов красоты» или «другое». Для того чтобы заниматься татуировкой, специальные разрешения не нужны: согласно Закону «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности», лицензированию подлежат медицинская и ветеринарная практика, а татуировка ни к одной из них не причислена. Поэтому начать этот бизнес просто: достаточно 350–400 долларов, чтобы приобрести набор молодого татуировщика у компании Jet France — одного из ведущих мировых производителей тату-оборудования. Если делать тату на дому, то при наработанной клиентуре вложения окупятся менее чем за две недели. Для организации небольшого салона нужно от тысячи долларов — аренда помещения при салоне красоты в одном из спальных районов обойдется примерно в сотню долларов в месяц. Тату-бизнес не конфликтует с местными властями: сказываются отсутствие четких требований и налаженные личные контакты. Хотя ситуация может измениться: будут нормы — будет и контроль.
Сложнее всего решить кадровый вопрос. Одно из самых жестких требований к профессионалам — отказ от тиков и злоупотребления ем. Тату-художник должен уметь создавать эскизы, владеть техникой нанесения татуировки, а также хорошо чувствовать клиента. Нюансам этой деятельности нельзя научить на курсах — знания передаются от мастера к ученику, либо приобретаются методом проб и ошибок. Основной риск для нового бизнеса — некомпетентность татуировщиков и управленцев. «Люди, которые хотят сделать бизнес из тату, терпят неудачу. Если человек, не будучи мастером, вкладывает деньги в салон, обычно это заканчивается его закрытием. Всё получится только при условии, что руководитель совмещает в себе художника, татуировщика и бизнесмена», — говорит директор международной тату-студии «Планета Tattoo» и председатель Международной ассоциации тату и а Виктор Карпенко.
Догоняем Америку
В США количество граждан в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих татуировки, доходит до 24%. Украине, где до недавнего времени от людей с рисунками на коже буквально шарахались, до этого пока далеко. Художественный татуаж развивается у нас последние лет двадцать, а как бизнес стал прибыльным только пять-шесть лет назад. В Соединенных Штатах официально существует профессия тату-художника, а татуировка признана искусством на государственном уровне. Деятельность тату-салонов и студий подлежит лицензированию и строго регулируется. Мастеров, сотрудничающих с салонами красоты, мало: они могли существовать в 70-х, когда татуировка только обретала популярность, а также в 80-х, когда она стала мейнстримом, но не в 90-х, когда тату превратилась в крупную индустрию. По данным агентства U.S. News & World Report, в 1996 году тату-бизнес по динамике роста занимал шестое место среди малого предпринимательства, а спустя десять лет количество тату-салонов превысило пятнадцать тысяч.
Хотя в жесткой контной борьбе не выжили не только большинство непрофессиональных татуировщиков, но и многие талантливые художники, которым не хватило коммерческой хватки. В Москве основное соперничество разворачивается между элитой тату-бизнеса и теми, кто остался за бортом. Начинающему трудно заслужить статус: нужно длительное время ходить в подмастерьях, выполнять рутинную работу, но зато с момента, когда его имя становится брендом, он переходит на новый уровень творческой и финансовой свободы.
В мировой практике стоимость татуировки определяется с учетом площади рисунка, его сложности и времени нанесения. Именитые мастера в США и Европе берут почасовую оплату — от 100 до 450 евро. В европейском тату-салоне стартовая цена на черную татуировку размером 5 х 5 сантиметров — 50 евро, в Москве — около 100 долларов. Уровень цен на тату в Украине в два-три раза ниже российских, но общие тенденции схожи, так что через несколько лет услуги тату-художников значительно подоают.
За стиль и статус, который татушка придает своему обладателю, люди согласны платить немалые деньги. Поэтому искусство татуировки неизбежно коммерциализируется: на смену маленьким студиям, организованным по наитию, приходят сети салонов, основанные на планировании бизнес-процессов, администрировании и дисциплине. Киевские тату-бизнесмены уже сформулировали свою стратегию расширения, цель которой — захватить сегмент растущего рынка и закрепиться на нем.
Пока до насыщения этого рынка еще далеко, коммерческий успех имеют и дилетанты. Дипломы не всегда подтверждают реальные навыки: «Единственный показатель профессионального уровня — подборка работ мастера и отзывы его клиентов. Все остальное можно купить», — говорит Сер Богуцкий. В будущем индустрию ожидает двойной прессинг: регулирование извне — ужесточение санитарных норм, введение лицензирования тату, а также формирование украинской элиты тату-бизнеса, утверждение внутриотраслевых стандартов качества. Значительную роль в этом ают тату-конвенции, например, ежегодный международный тату-фестиваль «Tattoo Collection», который организовывает «Планета Tattoo». Это событие — яркое зрелище, формирующее благосклонное отношение общественности к дермографике.
Одновременно с расширением индустрии внутри нее идет активное распределение ролей: в то время как бизнес-структуры набирают обороты, студии художественной татуировки отмежевываются от коммерческих тенденций. В будущем они составят немногочисленный премиум-сегмент. Но основой рынка станут организации, которым удастся успешно совместить мастерство, качество обслуживания и грамотную ценовую политику. Таким образом, если результатом структуризации рынка станет установление единых цен и гарантий качества, массовый потребитель только выает, а татуировка потеряет свой мистический смысл.
Нина Шитикова, Эксперт
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/60322.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua