Лучший способ защиты — объединение

10 авг, 12:41

В сталелитейном сегменте рынка слияний и приобретений наблюдается явное оживление: высокие цены на сталь обеспечили компании значительными свободными средствами, да и банки проявляют все большую готовность финансировать подобные сделки. Поэтому процесс глобальной консолидации, начавшийся с образования Arcelor-Mittal, будет быстро набирать обороты.

В прежние годы стимулами к консолидации оказывались, главным образом, неблагоприятные обстоятельства, и слияния были оптимальным способом сокращения избыточных мощностей. Однако теперь основной мотивацией к объединению сталелитейных компаний служит комбинация двух факторов: наличие свободных денег и стремление защититься от враждебных поглощений, поскольку история со сделкой между Mittal Steel и Arcelor показала, что никто не может чувствовать себя в безопасности от подобной агрессии.

В западных странах все еще сохраняются высокие барьеры, препятствующие трансграничной консолидации сталелитейной промышленности, тем не менее, понятно, что начавшийся процесс будет резко набирать обороты. Многие европейские компании уже вполне созрели для слияний, но обозреватели уверены, что первыми участниками будущих сделок станут англо-голландская группа Corus и германская ThyssenKrupp. Правда, враждебное поглощение ThyssenKrupp вряд ли реально — из-за структуры собственности этой корпорации и с ней возможны переговоры только о дружественном слиянии. Зато Corus — вполне подходящая мишень для осуществления любого из этих вариантов. По мнению аналитиков, покупатели, скорее всего, появятся из России.

Владелец “Северстали” Алексей Мордашов планирует в ближайшее время провести IPO своей компании, чтобы не только обзавестись дополнительными средствами для дальнейшей экспансии, а и изменить восприятие западного бизнес-сообщества, с недоверием воспринимающего пришельцев из России. Судя по всему, сейчас эксперты “Северстали” просчитывают наиболее подходящие вариант для продолжения расширения в Европу. По мнению западных аналитиков, вряд ли мишенью Мордашова станет Corus — эта компания слишком привязана к рынку Великобритании, на котором она не слишком-то контоспособна из-за высоких производственных затрат. Поэтому российским компаниям просто нет смысла покупать Corus, чтобы затем транспортировать слябы на британские заводы этой корпорации. Непохоже также, что мишенями новой атаки окажутся, например, австрийская Voestalpine или швейцарская Swiss Steel — они, как и большинство других европейских компаний, ориентированы, главным образом, на рыночные ниши. Скорее всего, наиболее привлекательную мишень представляет ThyssenKrupp — в силу ее прочных позиций на ключевом для “Северстали” автомобильном рынке и ограниченного географического присутствия.

Как объект поглощения, ThyssenKrupp имеет и другие преимущества. Рынок стальной продукции в Германии вполне устойчив и имеет неплохие перспективы. По оценкам аналитиков, доход от проведения Чемпионата мира по футболу увеличит ВВП Германии в текущем году на 0,3-1%. Есть и другие факторы, которые стимулируют подъем сталелитейной промышленности Германии: сейчас наблюдается явное оживление в строительной и обрабатывающей отраслях, а также рост потребления на внутреннем рынке, который, похоже, не затормозится из-за повышения процентных ставок. Производство и потребление стальной продукции увеличились по сравнению с прошлогодним уровнем, и активность в потребляющих сталь отраслях явно усиливается. Например, ожидается, что машиностроительная отрасль увеличит объемы производства на 5%. Поэтому, если в январе ожидалось, что в 2006 году спрос на сталь увеличится на 2%, то теперь федерация производителей стали WV Stahl повысила свой прогноз до 2,5%. Таким образом, альянс с крупнейшим в Германии производителем ThyssenKrupp был бы весьма удачным шагом для Алексея Мордашова.

Однако договориться с этой компанией о поглощении будет не так и просто: хотя многие европейские производители заявляют о своем стремлении к консолидации, они подразумевают при этом, что объединения должны происходить только на их собственных условиях. При этом у ThyssenKrupp имеются свои планы на будущее развитие, и в ближайшее время компания планирует осуществить многомиллиардную инвестиционную программу. В частности, недавно компания утвердила план строительства нового завода в Бразилии, который будет производить слябы для экспорта, и увеличила его задекларированную ранее проектную мощность от 4,4 до 5 млн. тонн в год. Кроме того, ThyssenKrupp собирается истратить примерно такую же сумму на расширение своего присутствия в Северной Америке.

В определенной мере, стремление к ускоренному расширению связано еще и с желанием группы обзавестись дополнительными гарантиями на случай, если угроза враждебного поглощения все-таки замаячит на горизонте. Традиционные защитные меры против подобной агрессии — передача части акций рабочим и обратный выкуп собственных ценных бумаг с целью изъятия их с рынка. Именно по такому пути сейчас движется и ThyssenKrupp: в начале июля компания объявила о планах обратного выкупа около 5% акций на сумму 700 млн. евро. Правда, ее представители утверждают, что эти акции предполагается использовать в возможной сделке по крупному поглощению.

В принципе, аналитики, в том числе, Михаэль Таппинер из банка WestLB, полагают, что вряд ли угроза враждебного поглощения может быть серьезной: ведь почти 28% акций ThyssenKrupp принадлежит двум основателям компании, и этого достаточно, чтобы заблокировать практически любое важное решение. Поэтому вполне возможно, что компания действительно просто готовится к приобретениям и собирается — как часть сделки — предложить этот пакет своей будущей мишени. Компания и правда вполне готова к широкомасштабному расширению — она избавилась от ряда непрофильных активов и сократила свою задолженность от 7,7 млрд. евро до 191 млн.

В отношении потенциальной мишени поглощения, ясности пока нет, очевидно только, что приоритетным направлением экспансии будет Северная Америка. Разумеется, оптимальным объектом для ThyssenKrupp была бы канадская Dofasco — один из основных поставщиков проката для автомобильных заводов США, которую компания не сумела приобрести, проав ценовую борьбу Arcelor. Однако, хотя Лакшми Миттал и обещал продать Dofasco, если его сделка с люксембургской группой состоится, Ги Долле сумел вывести канадскую компанию за пределы досягаемости Mittal Steel. Теперь ее можно продать только с согласия менеджеров Arcelor, но, похоже, его то как раз и не будет. В этом случае, ThyssenKrupp может обратить внимание на US Steel и AK Steel, которые тоже широко представлены на автомобильном рынке Северной Америки.

Правда, сейчас проводятся предварительные переговоры относительно возможного слияния этих двух корпораций, и, если переговоры окажутся успешными, ThyssenKrupp придется поискать другой объект. При этом немецкой группе придется столкнуться с довольно острой концией, поскольку о слияниях призадумались многие американские компании. Так, сейчас Wheeling-Pittsburgh Steel проводит переговоры о возможном альянсе с бразильским производителем Companhia Siderurgica Nacional (CSN), а к самой этой корпорации уже присматривается Esmark — группа сервисных центров, пожелавшая удвоить собственные мощности по производству стали. Кроме того, по мнению аналитиков, слияние Mittal с Arcelor оказывает серьезное давление и на крупнейших производителей страны — очевидно, что и крупнейшая в США группа прокатных мини-заводов Nucor не останется в стороне от консолидационного процесса. Правда, пока неясно, в каком качестве она примет в нем участие — как покупатель, или как мишень зарубежных компаний.

Тем временем, активизировались в сфере расширений и другие европейские компании. Например, Voestalpine намерена в 2006 году приобрести несколько европейских заводов и уже объявила, что объем ее инвестиций в расширение бизнеса может составить 1,5 млрд. евро. В свою очередь, становится на путь приобретений немецкая Salzgitter: компания ассигновала на эти цели более 1 млрд. ф. ст., и, судя по всему, в число ее мишеней войдут некоторые производители стальных труб. Кроме того, Salzgitter выразила заинтересованность в приобретении двух заводов Arcelor, от которых Arcelor-Mittal придется избавиться, чтобы устранить все препятствия к осуществлению своего слияния. Меньшие немецкие компании тоже инвестируют в увеличение объемов производства, например, Schmolz & Bickenbach занялась приобретениями в сегменте длинномерной продукции из специальных сталей и уже превратилась в одного из крупнейших в Европе производителей сортового проката и катанки из легированной и нержавеющей стали. Таким образом, европейская консолидация вышла на стартовую линию. Ждать осталось не долго.

Светлана СТЕПАНКОВА, Ukrrudprom

 


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/62304.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua