22 авг, 12:13
Подписанный правительством и лидерами рынка нефтепродуктов меморандум о фиксировании цен на стелах автозаправочных станций до 21 августа производит двоякое впечатление. С одной стороны, особо экономные автолюбители получили возможность запастись топливом по «старым» ценам. С другой — очевидно, что Кабмин пообещал лояльным нефтяникам некие поблажки, которые гарантированно спровоцируют очередные перестановки на рынке.
На прошлой неделе отечественных автолюбителей обрадовали известием о том, что тарифы на нефтепродукты зафиксированы на уровне июля: А-95 — 4,7 грн./л, дизель — 4,1 грн./л (аграриям солярка отпускается по 3,9 грн./л). «Минтопэнерго провело расчеты, которые позволили исключить спекулятивную составляющую. Таким образом, с нефтетрейдерами был подписан протокол, согласно которому на эту неделю установлены предельные цены на бензин и д/т. На случай, если заправки, не вошедшие в систему поиска данного решения, не будут придерживаться протокола, есть договоренность с оптовыми продавцами не отпускать продукты этим контрагентам», — заявил новый министр топлива и энергетики Юрий Бойко. В то же время в отделе балансов нефти, нефтепродуктов и нефтепереработки Минтопэнерго «ДС» сообщили, что в подписанном документе не указан период действия ограничения на повышение тарифов на топливо, так что гарантировать отмену моратория к 21 августа никто не берется.
Формальным поводом, побудившим министерство к оперативному вмешательству, стало резкое повышение цен на горючее: за две недели августа стоимость А-95 возросла на 3–8% — до 4,90–5 грн./л в центральных и восточных регионах, а также в Крыму. Нефтетрейдеры обосновывают это удоанием российской нефти.
Но все же большинство лидеров рынка прислушались к аргументам правительства. Причины такой податливости довольно открыто объяснил сам профильный министр. Как сказал г-н Бойко, стабилизировать рынок планируется с помощью защиты отечественного производителя, который был поставлен в неравные условия импортерами из-за отмененных в мае 2005 г. пошлин на ввозимые нефтепродукты, намекнув, что правительство рассматривает вариант восстановления заградительного акциза, ожидая получить взамен стабильность. «Нам нельзя полностью закрывать границы, так как это приведет к росту цен на нефтепродукты внутри страны. В то же время мы должны обеспечить увеличение загрузки нефтеперерабатывающих заводов от сегодняшнего уровня на 20%. Примерно такие показатели мы закладываем в меморандум, который будет рассматриваться премьер-министром страны с хозяевами ведущих нефтеперерабатывающих компаний», — отметил министр.
Реакция нефтяников на возможный возврат пошлин свидетельствует, главным образом, о степени их симпатии к министру. «Наша компания выдерживает договоренности, которые были достигнуты на встрече с Юрием Бойко. Мы выступаем за внедрение дифференцированной ставки импортной пошлины на нефтепродукты в зависимости от мировых тарифов и экспортной пошлины на российскую нефть», — пояснили «ДС» в украинском офисе ТНК-ВР, контролирующей Лисичанский НПЗ. Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам «Лукойл-Украина» (владеет Одесским НПЗ) Владимир Емелин говорит, что после прошедших переговоров в Минтопэнерго цена на заправках компании не сильно изменилась. «Но если будет восстановлена старая пошлина в размере 25%, такие тарифы мы держать не сможем — бензин подоает на 10 коп. на литре», — утверждает г-н Емелин.
Объемы переработки сырья украинскими заводами сократились в 2005 г. (по сравнению с 2004 г.) в среднем на 18%, и для достижения озвученного министром 20%-ного объема загрузки НПЗ пошлины должны быть установлены на уровне 2005 г. — 15 евро/т бензина и 40 евро/т дизеля. Учитывая, что Украина располагает более чем достаточными перерабатывающими мощностями и при этом на 30% снабжается импортным нефтепродуктом (16% бензина и 13% д/т), защита отечественного производителя кажется оправданной. С другой стороны, эксперты рынка уверены, что в таких условиях качественное импортное топливо практически исчезнет с украинских АЗС.
Как сообщили «ДС» в департаменте баланса нефти и нефтепродуктов, сейчас к проекту меморандума, который запланировано подписать на нынешней неделе, операторы рынка направляют свои пожелания в отношении установления пошлины на нефть. «Уже сегодня видно, что нефтепродуктотрейдеры не хотят пошлин, а НПЗ ратуют за их восстановление. Возможно, пошлины будут вводиться сезонно, отменяясь на период весенних и осенних полевых работ. Пока эта проблема не решена, но в меморандум однозначно включат вопросы о реконструкции и модернизации НПЗ, с помощью которых на украинских заводах станет возможным производство бензина по стандартам Euro-3 до 2008 г. и Euro-4 — до 2010 г.», — пояснили «ДС» в Минтопэнерго.
Таким образом, можно предположить, что, балансируя между желанием поднять отечественную переработку и сохранить на нефтерынке качественный продукт, правительство Виктора Януковича пытается найти определенный компромисс. Другое дело, что на него могут не согласиться наши бензиновые магнаты, и тогда наверняка Кабмин попытается «отрегулировать рынок» за счет продажи украинской нефти на внутренним рынке по демпинговым ценам. При таком раскладе любителям комфортной езды придется выбирать между перманентно повышающимися тарифами на заморский высококачественный бензин и стабильно низкими стоимостью и качеством отечественного производителя.
Дмитрий Рясной, «Деловая столица»
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/63278.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua