21 июл, 13:42
Глава Украинской православной церкви Киевского патриархата — о политике, вмешательстве пророссийских сил в церковную жизнь и влиянии соседнего государства на объединительные процессы в украинском православии.
Без поместной Украинской православной церкви, с центром в собственной, а не любом чужом государстве, не будет и независимой Украины. Этот тезис патриарх Филарет провозглашает давно, последовательно и искренне. В 1997-м, через два года после восхождения на патриарший престол, в Москве ему объявили анафему и теперь самое имя «расстриги» Михаила Денисенко (как упрямо называют его по-мирскому «там»), вызывает у русских церковников злость. Его святость Филарета ненависть не пугает. И не только потому, что он, как говорит сам, не с пугливых, а и из-за того, что хорошо понимает настоящие причины этой ненависти: Русское государство, с которым Русская церковь с давних пор связана весьма тесными узами зависимости, превыше всего боится потерять свое влияние на Украину. И патриарх Филарет, который выступает за создание независимой церкви в независимом государстве, ей как бельмо в глазе.
Ныне УПЦ КП имеет все шансы оказаться под перекрестным огнем: против него воюет, во-первых, УПЦ Московского патриархата, а во-вторых, Филарет может стать объектом гонения еще и для нового правительственного руководства Украины (не забываем о конституционной реформе). Ведь Партия регионов и коммунисты - одни из самых заклятых врагов Киевской патриархии, да и Соцпартию едва ли назовешь добрым другом «филаретовцев». Итак хотя Церковь и должна находиться отдельно от государства, приход во власть «антикризисной» коалиции, бесс, не может не беспокоить Патриарха, который стоял вместе с людьми на помаранчевом Майдане и молился за создание коалиции демократических сил. Итак естественно, что наш разговор начинается именно из этого - обсуждение нынешней политической ситуации.
«Пришли епископы к князю Владимиру и сказали: ты — власть, и твоя обязанность — наказывать зло, а не любить преступников! И люди на Руси вздохнули с облегчением...»
- Ваша святость, месяц назад, еще во время создания «помаранчевой» коалиции, вы говорили, что церковь молится за то, чтобы силы Майдана взялись за ум и объединились, так как только демократическое большинство пойдет на пользу Украине. Не сложилось. В чем же дело? Недостаточно молились?..
- Я не политик, и мне как патриарху неуместно вмешиваться в политическую борьбу. Но вместе с тем как настоятель церкви, которая стоит на государственных позициях, могу сказать: нам не безразлично, как разворачиваются события в Верховной Раде. И более всего нас беспокоит, сохранит ли Украина демократию и останется ли она независимым государством. Так как в Верховной Раде идет борьба не за интересы Украины, а за собственные интересы. Государство и народ - это то, что интересует значительное количество народных депутатов меньше всего. В этом и заключается причина той напряженности, которая сейчас властвует в обществе и политикуме. Ведь если бы все знали, что независимо от того, какая политическая сила, с какими взглядами победит на выборах, она в любом случае будет стоять на государственных позициях и будет отстаивать интересы Украины, не имело бы значение, кто придет к власти и какой формат будет иметь созданная в парламенте коалиция. Но сейчас мы видим, что одни отстаивают интересы Украины, государственность, демократию, а другие - лишь свои собственные интересы. И этим, вторым, безразлично, будет Украина независимым государством или будет находиться под влиянием, а то и войдет в состав России.
- И к власти, похоже, снова приходят не те, кто заботится прежде всего о государственных интересах. Бог посылает Украине очередное испытание?
- Может быть, что это в самом деле очередное испытание украинского народа. Сказать, что народ не виновен в том, что произошло, я не могу. Видели же, кого избирали. И избрали на свою беду.
Но, вопреки всему, я твердо убежден: Украину как суверенное государство уже никакая сила не подчинит русскому соседу. Борьба, безусловно, будет длиться, но победа будет на стороне независимой Украины. Ведь сознательных украинцев в нашем государстве на сегодня больше, чем несознательных. И эта сила народа, которая отстаивает демократию, свободу и независимость Украины, победила - и в Помаранчевой революции, и на парламентских выборах. Но, как это всегда у нас бывает, обнаружились предатели, которым ради собственных интересов ничего не следует продать интересы своего народа.
- Вы упомянули о влиянии России. Не секрет, что во влиянии на людей незаурядную роль играет Церковь...
- Да, к сожалению, в этой борьбе незаурядная роль принадлежит Украинской православной церкви Московского патриархата. УПЦ МП не стоит в стороне политической борьбы, а наоборот, брала в ней очень активное участие - прежде всего на президентских выборах. Причем этим своим участием поднимала и церковные, и государственные каноны, лишь бы только к власти пришел пророссийский кандидат.
Эту практику УПЦ Московского патриархата повторила и во время парламентских выборов, единственное, что уже далеко не так активно, как это было в 2004 году. И все равно их поддержка пророссийских сил в Украине была и есть очень мощной. Не случайно же эти силы вмешиваются в церковную жизнь, несмотря на то, что Церковь должна быть отделена от государства и политики. Например, Наталья Витренко - политический деятель и должна бы заниматься политикой, но ее Прогрессивная социалистическая партия вместе с тем разжигает религиозную вражду. Довольно вспомнить события в Остроге, Чернигове, других городах. И особенно это заметно после победы на президентских выборах Виктора Ющенко. В Чернигове, скажем, до сих пор длится конфликт вокруг Катериненской церкви, которую власть передала Киевскому патриархату. Община добивалась этого на протяжении десяти лет, но предыдущая власть не передавала, а нынешняя Черниговская администрация на законных основаниях это сделала. И в который раз вмешались Наталья Витренко и Валерий Кауров со своим «Союзом православных граждан», и снова вспыхнули религиозные и. Эти политические деятели действуют из откровенно антиукраинских, пророссийских позиций, игнорируя Уголовный кодекс Украины, где четко сказано, что за разжигание религиозной вражды виновные несут наказание.
- Но и правоохоронители, значит, тоже игнорируют, если они до сих пор не наказаны?
- Беда в том, что в Украине закон существует только на бумаге. И не наказывает тех, кого должен наказывать, а потому они становятся еще нахальными и начинают руководить обществом так, как им хочется. В связи с этим хочу привести слова апостола Павла, который говорит: «Всякая власть - от Бога. Хочешь не бояться власти - делай добро. А если совершаешь зло - бойся. Так как власть недаром носит меч».
Но наша украинская власть этот меч со своих рук выпустила. Поэтому и зло в Украине распространяется, преступники вступают в силу, и ситуация обостряется. А это приводит к неудовольствию народа. Ведь на Майдане выступали за то, чтобы преступников подвергли наказанию. Победить - победили, а обещанного не выполнили. Поэтому ненаказанные преступники вступают в силу.
Здесь нельзя не вспомнить эпизод из украинской истории, зафиксированный Нестором-Летописцем. Он говорит о том, что, когда князь Владимир принял христианство и внутренне изменился, то стал очень добрым, всех, согласно христианскому вероучению, прощал. В результате этого разбойников в Киевской Руси развелось столько, что людям от них просто жизни не стало. Тогда русские епископы, посоветовавшись, обратились к князю. И сказали ему: ты, князь, не выполняешь своих обязанностей, не наказываешь зло. Он говорит: как это так, я же христианин и должен всех прощать! На это святые отцы ответили ему: князь - это есть власть, а власти на то и дан меч, чтобы защищать добро и бороться со злом. Итак именно потому, что он кинул меч и не борется со злом, князь Владимир пренебрегает свои христианские обязанности. И лишь после того как владыки вразумили князя и он снова стал наказывать преступников, снова начали бояться справедливого наказания, а потому притихли. И народу стало дышать легче.
Так и у нас сейчас: власти нужно помнить, что меч от Бога ей дан не для того, чтобы быть тираном и поднимать демократию, а наоборот - чтобы эту демократию и добро защищать.
- Это, возможно, время уже и украинским епископам собраться и напомнить об этом нашему «князю»?
- Да, пора. Вот через вашу газету мы и скажем. А народ будет только поддерживать такую власть, которая борется со злом!
«Когда Янукович был «губернатором» Донецкой области, меня в Мариуполе побили»
- Но пока что зло и добро остаются на предыдущих позициях: первое крепнет, второе слабеет. И если все будет так, как к тому идет, в скором времени страной, учитывая конституционную реформу, может, в сущности, руководить тотбывший кандидат в президенты, которого вы назвали пророссийским. Не секрет, что Виктор Янукович, а речь идет именно о нем, как и его политическая сила, симпатизирует Московскомупатриархату. Итак УПЦ КП, очевидно, тяжело придется...
- Думаю, что Киевскому патриархату будет нелегко. Конечно, если тот, о ком вы говорите, действительно получит эту власть. Именно так: если.
Но даже если и получит, это не будет означать, что уже не существует Президента. И когда будут какие-то ущемления, мы будем обращаться к Президенту как гаранту Конституции с просьбой гарантировать защиту прав верующих Украинской православной церкви Киевского патриархата.
И хотя как там будет, а уже никакой пророссийский кандидат победить Киевский патриархат не сможет. Так как, как свидетельствуют данные последнего социологического опроса, проведенного фондом «Демократические инициативы», к УПЦ КП принадлежит 27,8 процента ого населения Украины, а к УПЦ МП - 18,3% процента.
- И, очевидно, среди прихожан церквей Киевского патриархата значительно большемолодежи? Ведь УПЦ КПвыглядитпрогресивнейво всем - взять хотя бывопрос о внедрении идентификационных кодов, которые являются одним из необходимых атрибутов нашего компьютеризированного тысячелетия и вокруг которых «московские» церкви развернули настоящую истерию...
- В самом деле, среди верных УПЦ КП очень много молодежи, людей среднего возраста. УПЦ же Московского патриархата поддерживают преимущественно пенсионеры, которые жили в советские времена и хорошо себя тогда чувствовали. Итак победить церковь, которую, по голой статистике, поддерживает около 10 миллионов населения, нельзя. Но создать весьма неприятные условия этот кандидат (снова речь идет о Викторе Януковиче.) в самом деле может. Он, выступая по телевидению, заявил, что ликвидирует два раскола в Украине: политический и церковный.
- Это, может, он выступает за создание Украинской поместной церкви, о чем уже давно мечтают государственно настроенныеверуюшие и УПЦ КП, и другие православные церкви в Украине?
- Нет. Если бы он выступал за создание Поместной Украинской церкви, независимой от Московского патриархата, он бы заботился об Украинском государстве и украинском народе. А поскольку он заботится об интересах чужого государства и, в частности, русской церкви, я не думаю, что для Украины это (его приход к власти) будет полезно. И даже наоборот - еще больше заострит ситуацию. Но некогда и никому не следует забывать, что легче достичь власти, чем ее удержать. И обещать что-то сделать также намного легче, чем действительно выполнить обещанное.
- Интересно, а вы лично когда-нибудь общались с Виктором Януковичем?
- Когда он был «губернатором» Донецкой области, меня в 1999 году в Мариуполе побили (улыбается). И не пускали не только в храм, а вообще в область - сделали такую-себе границу из религиозных фанатиков... Итак если он (Янукович) будет руководить Украиной таким образом, как он руководил Донецкой областью - я имею в виду не экономические показатели, а отношение к церкви - этому аплодировать мы, конечно, не будем.
А относительно личных встреч, то когда он был Премьер-министром и шел как кандидат на должность Президента, тогда собрал нас всех в Кабинете Министров. И, в частности, извинялся за то, что случилось 1999 года. А больше мы с ним не общались.
«Предыдущая власть запрещала бизнесменам помогать Киевскому патриархату»
- Ваша святость, а вы вообще давно на Донетчине были? Это же все-таки ваша родина.
- Ну я и тогда все-таки родные места посещал. А в последний раз был в прошлом году - я там в своем родном селе построил храм, на могилу матери приезжаю. Слава Богу, все было нормально (улыбается). Но я не из тех, кого можно взять на испуг, поэтому меня провокации не остановят.
- А сколько вообще на Донетчине приходов УПЦ КП?
- Около 90. А Московский патриархат, думаю, имеет больше трехсот.
- Соотношение фактически такое же, как и по всей Украине. И пусть на Донбассе это еще можно понять, но почему получается так, что Киевский патриархат, имея фактически вдвое больше прихожан (10 млн. против неполных 6 млн.), вместе с тем имеет втрое меньше приходов по всей Украине?
- Это потому, что еще в 1993 году тогдашняя власть дала указание зарегистрировать общины Московского патриархата по всем городам и селам. Поэтому и началась кампания, с одной стороны, регистрации, а с другой - активной передачи МП культовых сооружений, земельных участков для строительства и т.п.. Оказывал содействие этому и предыдущий Президент, Леонид Данилович. Бизнесменам, банкам, другим потенциальным меценатам давали негласные указания не помогать Киевскому патриархату. И когда верующие обращались к тому или другому предпринимателю с просьбой помочь построить храм, он первым делом спрашивал, к какому патриархату будет принадлежать эта церковь. И если УПЦ КП, то помогать отваживался мало кто, так как власть не дала на это «благословение». А относительно существующих храмов, то Московскому патриархату было передано почти шесть тысяч культовых сооружений, а Киевскому - менее чем полторы.
- Однако теперь ситуация, наверное, изменилась?
- К сожалению, не очень. Местная власть и ныне нам не оказывает содействие, хотя якобы и хочет. В Харькове, например, Киевскому патриархату не передали ни одного храма. И уже при этой власти патриарха не хотели пустить к городу, хотя я имею полное право посещать свою паству, где бы и сколько ее не было. Городской глава (Михаил Добкин) заявил, что не будет принимать даже епископа Киевского патриархата, а протесты против моего приезда длились на протяжении двух или трех недель. Но я Харьков все же посетил, итак напрасно они вокруг города крестным ходом икону носили, лишь бы Божья Мать не допустила моего визита (улыбается).
«Понятия «каноничность» в канонах не существует»
- Но у ваших противников есть «железный» аргумент: «неканоничность» УПЦ КП...
- Знаете, Геббельс в свое время говорил: если неправду повторять постоянно, люди в нее поверят. Так и здесь: постоянно твердят, что Киевский патриархат -«неканоническая» церковь, а Московский - «каноническая», поэтому, дескать, туда не ходите и таинства не принимайте, так как в этой церкви благодати нет, а туда - ходите. Но на самом деле никто из тех, кому это рассказывают, да и большинство самих «пропагандистов» канонов не знает. В православном вероучении вообще нет такого понятия - «каноническая» церковь. Есть церковь Праздника, Апостольская, Соборная. Но это их не останавливает. Меня привело в удивление обращение, которое недавно написали к Президенту епископат УПЦ Московского патриархата и представители некоторых других поместных церквей, которые принимали участие в праздновании 40-летия епископской хиротонии митрополита Владимира (Сабодана, главы УПЦ МП). Они выбросили из Символа веры слово «соборная» и заменили его на «каноническая»! Выходит вместо «верую в единую святую соборную апостольскую церковь», как в Символ веры, «верую в единую святую каноническую апостольскую церковь». Ну если они уже Символ веры изменяют, то несложно себе вообразить, как манипулируют церковными канонами и вероучением, задурманивая головы верующим.
А делается это только ради одной цели: подчинение УПЦ КП Московскому патриарху. Через церковь Россия старается влиять на украинское общество и государство.
- Ваша святость, а вы с кем-то изрусских «коллег» общаетесь? У вас же после стольких лет общего служения одной церкви там должны были остаться друзья, знакомые...
- Нет, не общаюсь. Меня там боятся и никому не разрешают со мной общаться.
- Кстати, интересно, имеет ли УПЦ Киевского патриархата в России хотя один приход?
- Имеет. У нас есть там Белгородская епархия, где 12 приходов, есть епископы в Ногинске и в Сибири.
«На помехе объединению украинских церквей стоит Россия»
- Русская церковь всегда была очень тесно связанная с властью, а в советские времена - еще и с такой ее структурой, как КГБ. Возможно, такая ситуация сохранилась и по сей день, и «раскольническая» деятельность УПЦ МП - это хорошо выполняемый план Федеральной службы безопасности РФ?
- Русская церковь находилась под влиянием светской власти, начиная еще из патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, т.е. с середины ХVII столетие. Со временем Петр І вообще ликвидировал патриаршество, и церковь стала департаментом империи. И так в состоянии департамента вероисповедания и просуществовала вплоть до прихода советской власти, которая сперва отделила церковь от государства, а потом начала известные гонения. Но когда началась война, Сталин понял, что без помощи церкви победы не будет, так как именно церковь способна поднимать и поддерживать дух народа. Поэтому церковь поставили под контроль, и она начала служить интересам советской власти. И после распада СССР эта тенденция - подчинение церкви интересам государства - длится до сих пор. А какие в России интересы относительно Украины? Держать ее под своим влиянием и контролем. Вот мы и видим, как русская церковь в ипостаси УПЦ МП старательно выполняет желание русской власти.
- То есть пока в Украине не будет независимой поместной церкви, до тех пор и украинское государство нельзя считать реально независимым?
- Я этот тезис провозглашаю уже больше десяти лет. Так как действительно, пока украинская церковь будет зависеть от Москвы, настоящей независимости Украина не будет иметь. Обеспечить ее способная только Поместная украинская православная церковь.
- Судя по тому раздору, которыйвластвует среди наших церквей, по крайней мере на протяжении нескольких ближайших поколений это нереально.
- Нет, почему же, целиком реально. У нас еще весьма короткая история. Болгария, скажем, ждала признания независимости своей церкви 70 лет, Греция - 28, Румыния - 30 с излишком лет, а больше всех ждала Россия: аж 141 год. Это чего же испытывать удивление, что украинская церковь не получила признания, существуя только 14 лет. Получим!
А когда - это зависит от Бога и от нас, украинцев, которые должны понять, что нужно служить своему народу и своей церкви, а не другому государству. При этом, конечно, мы Россию очень уважаем, ведь это могущественное государство, с которым Украина связана и семейными, и соседскими, и экономическими отношениями. Но уважать - не означает подчиняться.
- Что нужно сделать для того, чтобы независимую Украинскую православную церковь признал Вселенский патриарx?
- Для этого прежде всего украинскому православию необходимо объединиться. Но Россия делает все для того, чтобы этого не произошло, и не допускает диалога УПЦ КП из УПЦ МП. Так как если бы мы этот диалог начали, то обязательно бы аргументированно довели, что нам нужно объединяться в единую поместную Украинскую церковь. Москва не может этого допустить.
- Но если с УПЦ Московского патриархата все поняло, то что вам мешает договориться с Украинской автокефальной православной церковью? Уже почти объединились, и снова что-то произошло...
- Проблема в том, что некоторые иерархи УАПЦ зависят от Москвы, тайно находятся под ее влиянием. Поэтому когда в прошлом году на 19 ноября уже был назначен Объединительный собор, за два недели до его проведения УАПЦ отказалась, поставив такие нереальные условия, на которые УПЦ КП пойти не могла. Итак сейчас процесс объединения с УАПЦ прерван, но, я думаю, что не остановлен. Так как это желание - объединиться в единую церковь - есть у народа, есть среди духовенства, поэтому рано или поздно это таки произойдет.
По материалам газеты «Украина Молодая»
ELCOMART Политический процесс
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/81034.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua