12 май, 15:13
– Один из самых насущных вопросов — кто из лагеря победителей проводил консультации с Партией регионов по созданию коалиции?
– Наш лидер объявил о том, что мы приступаем к переговорам со всеми политическими партиями, которые пришли в парламент. Мы для всех открыты и готовы к обсуждению конструктивных предложений. У нас проводились консультации и встречи с руководством «Нашей Украины», Социалистической и Коммунистической партий. Особых противоречий мы не находим ни в наших программах, ни в последовательности действий по управлению государством. Но пока мы ни с кем не вели официальных переговоров.
– На какие уступки готова пойти Партия регионов, чтобы создать коалицию с «оранжевыми» силами?
– Я считаю, что те принципы, которые мы отстаивали в ходе своей предвыборной кампании, должны оставаться для нас незыблемыми. Мы обязаны их придерживаться.
«Нафтогаз», Европа и трубопроводы
– Европейская интеграция, интеграция в НАТО, в ЕС — ваше отношение к этим процессам.
– Считаю, что стратегический курс Украины на евроинтеграцию должен оставаться неизменным при любой власти. Мы должны способствовать укреплению дружественных межгосударственных отношений в рамках СНГ, формированию Единого экономического пространства, сотрудничать с Североатлантическим альянсом в рамках имеющихся программ и целевых планов Украина — НАТО, но без вхождения в Альянс в качестве полноправного а.
Нам необходимо расширять сотрудничество со странами Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, в первую очередь, в энергетической сфере. Наработки уже имеются. Главное при этом — не увлекаться пектами создания новых дорогостоящих, но заведомо неэффективных магистральных нефте- и газопроводов. Считаю, что при условии проведения взвешенной транзитной политики можно повысить эффективность использования имеющихся магистральных трубопроводов, модернизация которых будет значительно дешевле нового строительства.
– Вы имеете в виду строительство газопровода по дну моря, который соединит Украину и Иран? Именно об этом проекте в свое время говорили Юлия Тимошенко и Петр Порошенко.
– Конция за энергоресурсы Евразии в мире не ослабевает. В определенной степени это привело к изменению ситуации на региональном рынке газа, к которому принадлежит и Украина. Поэтому вопрос о необходимости диверсификации источников и создании новых маршрутов поставок природного газа европейским потребителям через Украину остается актуальным.
Различные версии решения этой проблемы разрабатывались давно. Особенно привлекательными для нас, по оценкам экспертов, являются проекты по транспортировке природного газа из стран Центральной Азии и Ирана. С экономической точки зрения транспортировка газа из Ирана в ЕС через Украину может быть оправдана лишь в том случае, если в создании ГТС примут долевое участие все заинтересованные страны (потребители и транспортеры).
Иначе газопровод может повторить судьбу «Одесса — Броды», когда мы до сих пор точно не знаем, в каком режиме его запустить. Решить ее, по моему твердому убеждению, возможно только при условии создания концерна с участием Польши, Германии и, может быть, других европейских государств, которые станут получателями каспийской нефти.
– Вы говорили, что создание «Укргаз Энерго» может привести к банкротству «Нафтогаза Украины». На чем основывались ваши утверждения?
– Я об этом говорил еще в начале января, когда мы в Верховной Раде поднимали вопрос о неэффективном государственном менеджменте в ТЭК. Как можно было, например, отдать одну из своих основных и доходных функций вновь созданному СП, оставив за собой лишь газоснабжение социальной сферы, которая не в состоянии принести больших денег компании? Тогда я предполагал, что в апреле «Нафтогаз Украины» станет банкротом. Ошибся. Компания стала неплатежеспособной уже в марте. Прибыльный ранее «Нафтогаз» за короткий срок оказался не в состоянии платить налоги, обслуживать иностранные кредиты, своевременно рассчитываться с «РосУкрЭнерго».
В результате под угрозой вопрос обеспечения газом всех категорий потребителей Украины, под угрозой отчуждения газотранспортная система Украины и другие активы НАКа. Сегодня уже принято правительственное решение о реструктуризации компании и распродаже ее непрофильных активов. Все крупные кредитные соглашения НАКа взяты под контроль Минфином и Минэкономики. Может быть, чтобы спасти положение и реноме важной для Украины национальной компании, Минфину стоит подумать и предложить выкупить долги НАК «Нафтогаз» за счет государственной казны?
– Как и в какие сроки можно решить эту проблему?
– В срочном порядке нужно решить кадровые вопросы.
– Вы имеете в виду увольнение Алексея Ивченко?
– И его в частности. Необходимо также возобновить переговоры с Россией об условиях транзита через Украину и импорта природного газа на второе полугодие 2006 года и дальнейшую перспективу. Следует пересмотреть и решение о создании совместного предприятия в сфере газоснабжения потребителей Украины.
Чем скорее это будет сделано, тем быстрее мы сможем реанимировать «Нафтогаз Украины». Ведь до недавнего времени компания достаточно эффективно справлялась с поставкой газа без посредников. И в 2004 году, и в начале 2005 года финансовое состояние этой компании было устойчивым. На конец 2004 года за импортированный газ из Туркменистана и России долгов не было. Я, будучи на тот момент вице-премьером, держал эти вопросы на контроле.
Все подписанные договоры и соглашения действовали фактически весь 2005 год. Только в конце года в связи с известными политическими событиями возникли некоторые проблемы с поставкой газа в Украину. Все долгосрочные межправительственные соглашения по газу, которые одинаково устраивали Украину, Россию и Туркменистан, могли с успехом действовать еще несколько лет и быть пролонгированы.
Но в том, что теперь работа ведется в рамках только хозяйственных соглашений, в ущерб национальным интересам Украины, вина украинских переговорщиков. Очень непрофессионально велся переговорный процесс с Туркменистаном. При этом руководство ТЭК тщательно скрывало истинное положение дел от руководства страны от высших органов государственной власти, способных на тот момент внести коррективы в новые схемы поставок газа.
Несправедливое отношение австрийцев
– Ваша промышленная группа пыталась купить австрийский Bank Burgenland. Почему не купили?
– Официально мы процесс приватизации выали. Однако неожиданно получили отказ. Сейчас мы занимаемся вопросом восстановления своих прав в судебном порядке.
– А чем аргументирует австрийская сторона свой отказ?
– Консорциум «Укрподшипник» (Андрей Клюев — совладелец консорциума. — «ДЕЛО») и ММК им. Ильича (предприятие находится в собственности трудового коллектива, гендиректор — народный депутат Владимир Бойко. — «ДЕЛО») прошли практически все обязательные в таких случаях проверки.
Банковское дело — это очень серьезная сфера. Во избежание финансовых рисков осуществляется аудит, финансовая разведка, ведется всесторонний контроль за финансовой состоятельностью и отбором претендентов. Если бы у австрийской стороны оставались хоть какие-то сомнения, то вряд ли бы нас допустили к участию в приватизации банка.
Мы выали первый, второй тур. Когда начался третий тур, губернатор земли — а это земельный банк, заявил, что сомневается в том, что мы сможем обеспечить прозрачность менеджмента, и что лучше отдать предпочтение австрийцам. Мы пытались выяснить, на чем основываются такого рода сомнения. Ожидаемых комментариев не последовало. Банк продали австрийцам. Это решение опротестовано нами в Брюссельском суде. И, я надеюсь, нам удастся восстановить свой статус-кво.
– Такое отношение вы встретили только в Австрии, или подобные ситуации были и в других странах?
– Не только в Австрии. Например, ИСД (Индустриальный союз Донбасса) c такими же трудностями покупал металлургический комбинат Huta Czestochowa в Польше. Думаю, надо попытаться изменить мнение Запада об Украине, об украинском бизнесе. Мы тоже в состоянии вести дела по западным стандартам, мы этому учились у бизнес-партнеров из европейских государств, вступлением в союз которых нас 15 лет усердно завлекали. Однако сегодня четко просматривается позиция стран ЕС — любой ценой подавлять концию со стороны украинской экономики.
Там, где тепло
– Ваш брат Сер Клюев стал депутатом. Теперь кто будет управлять корпорацией «Укрподшипник»?
– У нас есть генеральный директор, уже назначили управляющего председателя совета директоров. Я не вижу тут проблем.
– Вы были вице-премьером по ТЭК и главой комитета Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности. Вы хотели бы вернуться работать в исполнительскую власть, или ваш выбор — законодательная власть?
– Посмотрим. Сейчас пока сложно что-либо прогнозировать. Все будет зависеть от того, какую конфигурацию приобретет коалиция. Я спокойно отношусь к своим должностям и тому положению, какое эти должности обеспечивают. Как самодостаточный человек, я не использую служебное положение в своих интересах. Для меня главное — создать оптимальные условия для украинского бизнеса и, соответственно, экономическую основу для решения социальных проблем без популизма.
– Какое у вас хобби?
– Спортом занимаюсь постоянно.
– А каким?
– Раньше занимался боксом. Вынужден был бросить. Сейчас — легкая атлетика и другие виды. Каждый день от 5 до 10 км пробегаю, затем — тренажерный зал. Это нужно для поддержания формы.
– Многие состоятельные люди собирают оружие, автомобили, кто-то антиквариат. Вы что-то коллекционируете?
– Нет. Я увлекаюсь водными лыжами, слаломом. Но это, к сожалению, возможно только во время отпуска. В основном я «увлекаюсь» работой.
– Где любите отдыхать?
– Там, где тепло.
– В какой стране?
– Я был во многих странах. Мне нравится там, где тепло и спокойно. Люблю море, реки. Для меня настоящий отдых только там, где есть водный простор. Использую любую возможность, чтобы вырваться на Днепр или Азовское море, покататься на водных лыжах или провести время с семьей на природе.
"Дело"
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/96394.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua