22 фев, 16:24
Судя по заявлениям ряда украинских официальных лиц, в последнее время в отношениях между Украиной и НАТО заметно добавилось конструктива и взаимопонимания, что дает основания предполагать ускорение процесса евроатлантической интеграции и, согласно некоторым оценкам, вступление Украины в Альянс может состояться уже в 2008 году.
Однако далеко не все участники НАТО разделяют оптимизм украинской стороны, поэтому вряд ли стоит возлагать большие надежды на снисхождение западных партнеров, большинство которых весьма скептически оценивают перспективы Украины.
Очевидным является тот факт, что вопрос интеграции Украины в евроатлантические структуры, прежде всего НАТО, представляет практический интерес для США. В связи с существованием внутри Альянса довольно мощной группы проамерикански настроенных государств (т.н. страны “новой Европы”), нынешнюю позицию ведущих западных держав, в первую очередь, Германии и Франции, относительно ускоренного вступления Украины в Североатлантический альянс можно рассматривать как составляющую определенного политического соперничества между США и европейскими государствами в рамках НАТО.
Вашингтон, поддерживая дальнейшее расширение Альянса, увеличивает часть новых союзников, соответственно, фактически нивелирует дальновидные планы “европейского ядра” как относительно укрепления европейской составляющей внутри НАТО, так и относительно формирования сугубо европейской оборонной организации. Поэтому естественной выглядит ситуация, когда основными приверженцами ускоренного курса Украины в Североатлантический альянс выступают именно страны региона Центральной и Восточной Европы, а не западноевропейские государства.
Пример стран, которые стали ами НАТО во время “второй волны” расширения в 2002 году, наглядно демонстрирует, что вопрос соответствия вооруженных сил стандартам НАТО уже не является решающим фактором, а главным критерием выступает политическая целесообразность ства той или иной страны.
Сегодня можно проследить тенденцию к формированию определенного центральноевропейского блока, основу которого составляют Польша и Литва, чей дуэт впервые слаженно выступил во время избирательного кризиса в Украине в конце 2004 г. Именно вступление Украины в евроатлантические структуры, в первую очередь, в НАТО, могло бы завершить формирование некого геополитического треугольника, который в перспективе уравновешивал бы политику “старых европейцев”.
Поэтому, именно позиция Польши и Литвы относительно принятия Украины в НАТО, вследствие чего, по словам Леха Качинского, Польша “перестанет быть восточной границей Альянса”, может сыграть положительную роль в решении вопроса об ускорении вступления Украины в НАТО.
Относительно ведущих западноевропейских государств, то, хотя явных проявлений неудовольствия не наблюдается, очевидным является тот факт, что ускоренное появление Украины в составе НАТО, учитывая ее сложное экономическое положение и активную поддержку нашего государства со стороны США и некоторых государств Центральной и Восточной Европы, не отвечает их интересам.
Так, по некоторой информации, именно Париж был основным оппонентом начала процедуры интенсифицированного диалога с Киевом. Необходимо заметить, что не последнюю роль в этом сыграло фактическое отсутствие налаженного двустороннего дипломатического диалога между Украиной и Францией.
Тем не менее, едва ли не главнейшей причиной предостережения со стороны западноевропейских ов Альянса является возможная реакция Москвы, в первую очередь, учитывая мощные экономические интересы и существующую энергетическую зависимость европейской экономики от российских энергоресурсов.
Также отметим, что объявленная украинскими ами правительства дата возможного вступления Украины в НАТО - 2008 год – является, кроме всего прочего, и годом плановых президентских выборов в ключевых геостратегических партнеров - РФ и США, который непременно будет влиять на принятие политического решения относительно предоставления Украине ства в Альянсе. Ускорение событий со стороны украинской стороны может вызвать болезненную реакцию в России, геополитическое влияние которой и так неуклонно сужается к ее географическим границам.
Тем не менее, активизация радикальных тенденций в среде российского политикума и населения накануне президентских выборов, не является желательным для западных партнеров, которые стремятся сохранить геополитический и геостратегический баланс не только в Восточной Европе, но и на всем европейском континенте. Таким образом, вопрос вступления Украины в НАТО имеет все шансы стать разменной картой во внешнеполитической составляющей предвыборных кампаний как в России, так и в США.
Таким образом, вопрос об ускоренном вступлении Украины в НАТО (уже в 2008 году) будет решаться, выходя, в первую очередь, из интересов политической целесообразности для ведущих ов Альянса, и ситуации, которая будет складываться в России ближе к 2008 году.
В то же время, уже сейчас украинская власть пытается сыграть на перспективу и обеспечить хотя бы минимально необходимый пакет документов для вступления в НАТО. К примеру, из основного пакета, который состоит их четырех документов, в украинском активе два уже в наличии – закон «Об основах национальной безопасности» и Военная доктрина. Отсутствуют – Стратегия и Концепция национальной безопасности.
Но и по этим документам наблюдается определенный прогресс – на днях президент Украины В.Ющенко поручил создать рабочую группу по разработке проекта Стратегии национальной безопасности Украины и возложил эту задачу в оперативном порядке, документ нужно представить на рассмотрение в течении 3-х месяцев, на главу СНБО Украины Анатолия Кинаха. Так что, похоже, украинское руководство начинает понимать, что под лежачий камень вода не течет.
DailyUA
Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/99085.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua