Латинская Америка "уплывает" от Штатов

03 фев, 15:12

Итоги президентских выборов в Боливии и Чили наглядно продемонстрировали: никогда за последние 100, а возможно и большее число лет позиции США в регионе не были столь слабы и непрочны, как сейчас. Ни в первые годы второй мировой войны, когда правящие круги ряда латиноамериканских стран начинали заывать с фашистской Германией, ни после победы кубинской революции, ни в период войны между Англией и Аргентиной за малолюдные Фолклендские острова.

В конце XIX — начале XX веков США смогли существенно ослабить в западном полушарии позиции ведущих европейских государств. После американо-испанской войны 1898 года и мятежа в Колумбии 1903 года, приведшего к провозглашению независимого государства Панама и перехода Панамского канала под юрисдикцию США более чем на 70 лет, гегемония США на континенте стала очевидным фактом. Конечно же, в определённые периоды позиции США несколько укреплялись, в какие-то периоды несколько ослабевали. Но, в целом, политические и военные элиты региона ориентировались преимущественно на Вашингтон. Наличие одного — двух критиков политики Вашингтона в регионе, имеющих ранг президента республики, США более-менее переносили. Некоторых оппонентов Вашингтона отстраняли от власти по итогам выборов, других смещали в ходе военных переворотов. В крайнем случае, особенно в первой ине ХХ века, США не брезговали услугами наёмных убийц.

После революции 1910 — 1917 годов достаточно самостоятельную внешнюю политику стабильно проводила и проводит Мексика. Особое положение на континенте занимает Куба. Но большинство стран континента вплоть до последнего времени сверяли свои политические часы с Вашингтоном. Новые политические лидеры континента отказываются от практики своих предшественников. Симптоматично, что большинство новых политических лидеров континента являются тех политических сил, которые защищают интересы трудящихся. Так и Лулу де Сильва (Бразилия) и Эво Моралес (Боливия) начинали свой путь в политику с работы в профсоюзах. "Левый поворот" в Латинской Америке стал свершившимся фактом, надолго определяющим общую ситуацию на континенте.

Знаковый характер для оценки перспектив развития континента имеет прошлогодняя инициатива президента Бразилии Лулу де Сильва относительно возможности формирования нового геополитического объединения с рабочим названием "BRIC" (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Очевидно, что инициатива бразильского президента прозвучала неожиданно даже для трёх других государств, приглашённых им в состав новой "большой четвёрки". Действительно, каких-либо практических шагов по реализации этой инициативы предпринято не было. Но предложение бразильского президента наглядно демонстрирует: страны Латинской Америки стремятся не только проводить самостоятельную политику, но и дистанцироваться от США.

Результаты выборов в Боливии и Чили наглядно демонстрируют эту тенденцию. Она особенно очевидна, если учесть значительную разницу между этими странами. По большому счёту общими являются только церковь (католическая), испанский язык и участок границы в Андах. В Боливии основная часть населения — индейцы, а в Чили — потомки иммантов из европейских стран.

В Боливии большая часть населения владеет индейскими языками кечуа и аймара, а в Чили на индейских наречиях говорит малая часть населения в отдалённых районах. Чили входит в число экономически продвинутых государств региона, а Боливия, наоборот, — одна из беднейших стран. В Чили в 1970 году социалист С. Альенде стал президентом благодаря массовой поддержке. Тремя годами ранее попытка Эрнесто Че Гевары совершить революцию в самой обездоленной стране континента провалилась именно из-за отсутствия такой поддержки. Список различий можно продолжать. Синхронность и схожесть процессов в столь различных странах показывает, насколько существенно пошатнулись позиции США на континенте.

Вплоть до января этого года женщины побеждали на выборах только в Европе (результат реально достигнутого равноправия) и Азии (все победительницы — вдовы, дочери или сёстры популярных национальных лидеров). Теперь в список вошла и Латинская Америка. Во втором туре президентских выборов в Чили кандидат левых сил Мишель Бачелет набрала существенно больше голосов (53,5%), чем набирал Сальвадор Альенде на выборах (около 37%), по итогам которых Национальный конгресс утвердил его президентом страны, а блок "Народное Единство" смог сформировать правительство. И существенно больше, чем все партии "Народного Единства" (около 44%) на парламентских выборах в марте 1973 г.

У победительницы выборов и к пиночетовскому режиму, и к поддерживающим его Соединённым Штатам "свой личный счёт имеется". Как-никак, тогдашний посол США в Чили Натаниэл Дэвис считался в соответствующих кругах ветераном "с большим практическим опытом по устранению левых" (В. Шрагин "Чили, Корволан, Борьба", М., "Политиздат", 1975 г., с.98). Её отец, генерал ВВС Альберто Бачелет оказался одним из немногих высокопоставленных чилийских военных, кто не просто сохранял верность присяге и Конституции, но и принимал самое активное участие в реализации политики "Народного Единства".

Его работа в министерстве экономики во времена президента Альенде получила у Пиночета и его подручных свою оценку. "Тюремщики знали, что у него больное сердце, но, несмотря на это, они неоднократно подвергали его пыткам. Его пытали буквально за день до смерти. Он умер в камере, лишённый малейшей медицинской помощи", — говорилось в заявлении Коммунистической партии Чили, обнародованном после смерти генерала в пиночетовских застенках (там же, с. 134).

Сама Мишель, которой было тогда чуть более 20 лет, и её мать смогли испытать на себе всю "прелесть" застенков военной хунты. Так что арест супруги Пиночета и его сыновей за коррупцию — только начало. Не знаю, все ли обратили внимание на количество портретов С. Альенде на митинге в честь победы М. Бачелет (наибольшее внимание этому событию уделил канал "Evronews"). Можно достаточно уверенно говорить, что реальная политика М. Бачелет станет продолжением курса "Народного Единства" при более высокой поддержке чилийского общества. (К слову, итоги голосования в Чили — самый наглядный ответ тем нашим публицистам, которые в 90-ые годы воспевали успехи чилийской экономики после свержения С. Альенде).

Ещё большей головной болью, чем У. Чавес или М. Бачелет может стать для Вашингтона профсоюзный лидер и первый индеец-президент Эво Моралес, возглавивший одну из беднейших стран континента — Боливию. Сразу после своей победы он привлёк к себе внимание ведущих мировых СМИ. Да, мэр Нью-Йорка М. Блумберг или губернатор Калифорнии А. Шварценеггер как очень состоятельные люди, могут себе позволить выполнять свою работу бесплатно. Но лидеры стран, относящихся к числу развивающихся, в большинстве своём имеют иные привычки. Решение Э. Моралеса о двукратном снижении собственной зарплаты (и соответствующем снижении окладов других высших государственных чиновников) — сильный шаг для такой страны.

Если Э. Моралес станет реализовывать свои предвыборные обещания в полном объёме, то Боливия вполне может претендовать на включение её Соединёнными Штатами в пресловутую "ось зла". Объективно говоря, козырь для оправдания возможного давления на Боливию у США есть. Это кока, и отношение к её выращиванию. И жители Северной Америки, и большинство европейцев знают коку в качестве сырья для изготовления а — распространенного сильнодействующего тика. Но возможности использования этого растения (как и мака) существенно шире. Э. Моралес обещал своим избирателям легализовать выращивание коки (в размере 1/10 га на 1 крестьянское хозяйство), но и обеспечить её промышленное использование (для изготовления зубной пасты, лекарственных препаратов, и.т.п.). Э. Моралес знает, что выращивание других культур (бананы, цитрусовые) не позволяет боливийским крестьянам выбраться из нищеты. Но легализация коки даёт возможность изображать Э. Моралеса ставленником мафии. Хотя, большинство экспертов и аналитиков из США не считают вероятным превращение Боливии в "государство".

Явным вызовом и собственным "гориллам" и соответствующим кругам в США стало и упоминание Э. Моралесом в своей инаугурационной речи Эрнесто Че Гевары и его партизанской борьбы. Так что, если М. Бачелет и её окружение видят себя наследниками С. Альенде, то Э. Моралес возможно готов продолжать и развивать идеи Че Гевары, гораздо более радикальные. Это проявляется не только во внутренней, но и во внешней политике. География визитов Э. Моралеса — Европа, КНР, Иран.

Визит Э. Моралеса в Тегеран свидетельствует не только о безусловной предсказуемости долгосрочной политики Ирана и её нацеленности на ослабление американских позиций в мире, но и о потенциальной готовности новых латиноамериканских лидеров рассматривать Иран в качестве стратегического союзника.

Такая политика не может не вызвать раздражения в США. Но реальные возможности США оказать силовое давление на новое руководство Боливии ограничены. Повторить ни Югославию, ни Ирак не удастся. Как известно, эта страна не имеет выхода к океану, а вероятность того, что страны — соседи Боливии (Бразилия, Перу, Чили) предоставят своё воздушное пространство для пролёта самолётов ВВС США, практически равна нулю. Президент и правительство ещё одной страны-соседки Боливии Аргентины не были пока замечены в активной антиамериканской риторике, но и они в случае серьёзного конфликта между Вашингтоном и Ла-Пасом, вряд ли откровенно встанут на сторону США. Тем более что и в этой стране не склонны забывать, чью сторону занимал Вашингтон в ходе англо-аргентинского военного конфликта в 1982 году.

Пожалуй, из крупных стран континента только Колумбия продолжает следовать в фарватере политики США. Не случайно, именно с Колумбией (как и с США), Россия ещё не смогла согласовать условия своего вступления в ВТО. Но что ещё следует ожидать от непрочного политического режима, не способного контролировать значительную часть территории собственной страны?

Особенность современной политической ситуации на Американском континенте состоит в том, что пока США культивировали "цветные революции" в Старом Свете, стихийные "антицветные" революции стали совершаться у них под боком. Ослаблением своих позиций в Латинской Америке США расплачивается за повышенную активность в последние 10 — 15 лет в Восточной Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, на пространстве СНГ.

Несмотря на реальную американскую мощь, следует понимать, что ни Госдеп, ни ЦРУ — не резиновые. И в этих организациях, как и в аналогичных структурах у нас, и в других ведущих странах мира, хватает сотрудников, больше думающих о предстоящей пенсии, чем о защите геополитических интересов своего работодателя. Крупнейшие компании США, которые могли бы поспособствовать Госдепу, значительно больше ены возрастающей концией со стороны КНР, чем утратой политического влияния на "пылающий континент".

Как известно, "свято место пусто не бывает". Страны Латинской Америки сделают свой выбор по наиболее приемлемым союзникам и стратегическим партнёрам. Нет сомнения, что упрочится экономическое и политическое сотрудничество стран Латинской Америки с другими государствами Азиатско–Тихоокеанского региона. В первую очередь, с КНР и Японией.

Определённые дивиденды от ослабления позиций США на континенте может получить и Франция, имеющая на континенте заморский департамент — Гвиану.

Андрей Ларин, "АПН"


Адрес новости: http://armembassy.com.ua/show/99971.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua