Когда Иран сможет обладать атомной бомбой? Эксперты и агенты 007 имеют множество теорий и минимум точной информации. Согласно одному американскому исследованию, "Иран сможет создать свой ядерный заряд к 2009 году" – при условии, что решит все важные проблемы и все пойдет как надо.
Приблизительного такого же мнения придерживается генерал Зеэви Фаркаш, уходящий в скором времени в отставку глава израильской военной разведки. Он предупреждает: через год (или раньше) Тегеран достигнет "точки невозвращения" (способность обогащать уран для военных целей), или же достигнет фазы, когда уже невозможно будет отказаться от создания бомбы. Поэтому, говорит генерал, "у нас есть от шести месяцев до года, чтобы предпринять хотя бы какие-то шаги". Высокопоставленный офицер предлагает не совершать ошибки и не думать сразу же о конечном результате, атомном заряде, а сконцентрировать усилия на пути, который ведет к созданию бомбы. Целесообразней придерживаться стратегии сдерживания.
Оценки других израильских экспертов не слишком отличаются от прогнозов Зеэви Фаркаша: от 4 до 5 лет.
Европейцы, между тем, говорят о пяти годах, но некоторые американские специалисты ориентируются на более длительные сроки: от 6 до 10 лет. Те, на кого не оказывают влияния политика или прямые интересы (как, вероятно, на израильтян), очень остоно подходят к вопросу о реальной иранской угрозе и подчеркивают, что ученым Тегерана предстоит еще много работать и существующие трудности могут серьезно замедлить реализацию ядерного проекта.
Но задействованные ресурсы и гонка за технологиями, предпринятая аятоллами, могут преподнести неприятный сюрприз. Гэри Милхоллин, директор Wisconsin Project по контролю за ядерными вооружениями, полагает, что иранцы намерены идти до конца и не теряют времени. "Какие сроки они установили для себя? Никто не знает. Однако я не удивлюсь, если через пять лет они будут обладать одной, двумя или тремя атомными бомбами".
"Умеренные" наблюдатели рассматривают планы Тегерана как инструмент давления и думают, что пока эти планы носят гражданский характер. Те же израильтяне подчеркивают, что недостает "дымящегося пистолета", доказательства того, что проект разрабатывается в военных целях, хотя совершенно очевидно, что аятоллы работают именно в этом направлении.
Гвидо Олимпио, "InoPressa"