Президент України відкликав сьогодні свій підпис під меморандумом, який ви з ним підписували ще у вересні. Ви в свою чергу готові відкликати свій підпис?
Я считаю, что в этом вообще-то нет необходимости. Мы завтра будем проводить политсовет Партии Регионов. Мы рассмотрим в целом ту ситуацию, которая складывается на сегодняшний день в стране, и те многие проблемные вопросы, которые создала сегодня власть для украинского народа. И, конечно, мы примем официальное решение. Поэтому решение будет принимать политсовет.
Тобто, ви відкликаєте?
Думаю, что мы это сделаем. Но я хотел сказать не об этом. Я хотел сказать о том, что цель подписания меморандума была все-таки стабилизация ситуации внутри страны. И в тот период времени, когда мы его подписывали, мы считали, что мы в определённой степени уступили своим партийным, можно сказать интересам, получили критику своих избирателей. И, конечно, мы пошли на встречу и президенту, и правительству. Если президент сделал такой шаг, это говорит о том, что он не хочет стабилизации в стране, что он по-прежнему считает тех избирателей, которые поддерживают сегодня оппозицию, той частью общества, которая не принадлежит Украине. Естественно, он не может стать президентом всей Украины. В такой ситуации. Я об этом говорил множество раз. Фактически, накануне третьего тура выборов я об этом говорил, что общество расколото, и нужно думать о том, как его объединять.
На вашу думку, обґрунтовано те, що президент зараз відкликав підпис? Ви порушили якийсь пункт меморандуму?
Президент и не собирался выполнять этот меморандум. Он вообще-то носил декларативный характер. Президент должен был после подписания меморандума дать поручения своему аппарату, администрации для того, чтобы был создан механизм для реализации этого меморандума. Этого ничего не было сделано, но нас утраивала эта декларация, которая в определённой степени успокаивала общество. Мы считаем, что сколько бы выборов не было в наше стране. Главная цель политиков должна быть направлена на то, чтобы общество не раскалывалось не по каким признакам, чтобы Украина была единой. Если об этом не беспокоится президент и принимает такие решения…
Часом не виходить, що це була фіктивна угода? Зараз підпис поставлю, потім його відкличу... Ви, до речі, теж говорили в свій час, що можете відкликати свій підпис?
Мы привыкли уже к тому, что эта власть на словах говорит одно, а на деле другое. То есть это стиль.
То навіщо було підписувати цей меморандум, якщо він був фіктивним?
Была цель, но она не была достигнута.
Ви не шкодуєте, що ви втратили певну частину виборців, а тепер президент відкликав підпис, і ви залишилися ні з чим?
Я думаю, наши избиратели очень хорошо сегодня понимают, что эта власть фактически будет два месяца. И то решение, которое было принято, я сразу скажу, наверное, о причине, всё-таки отзыва своей подписи, своей подписи президентом. То решение, которое было принято в парламенте, это обычная практика, когда возникают такие вопросы, не решаются стратегические проблемы или они решаются не в интересах государства и народа. И именно газовый вопрос, это тот вопрос, который сегодня есть очень большой проблемой для экономики Украины и для украинского народа, который может привести Украину к глубочайшему экономическому кризису и к обнищанию народа.
Поэтому мы прекрасно понимаем, что ситуация эта не родилась в декабре месяце. И эта переговорная группа, которая вела переговоры в декабре, она уже была поставлена в такие сложнейшие условия политикой государственной. С января месяца, можно сказать, с первых шагов, власть нагнетала ситуацию в отношениях с Россией, и это показывала о. В такой ситуации рассчитывать на то, что стратегический партнёр поведёт себя иначе, и в такой ситуации рассчитывать на то, что мы сумеем найти возможность защищать наши национальные интересы в отношениях с Россией, конечно, практически было невозможно.
Мы не одобряем Россию. Это тоже недальновидная политика. Во всяком случае, мы прекрасно понимаем, что цель экономическая Россией была достигнута, но использовали они слабость украинской власти. Использовали ситуацию ту, которая на сегодняшний день есть в Украине, когда политическое руководство проводит политику, не способствующую защите национальных интересов в отношениях с Россией, и работает крайне неэффективно.
На вашу думку, як далі себе вестиме Росія? Наприклад, депутат Держдуми Валерій Язєв говорить про те, що 230 доларів це лише стартова, початкова ціна – вона ростиме.
Я уверен в том, что и этот кризис газовый, и та ситуация, которая сегодня есть, но она, мы должны говорить о том, что она продолжалась фактически с начала года, кризисная ситуация а стране. Один кризис менял другой. И нестабильность всё больше и больше увеличивалась. Она разрешиться сразу после парламентских выборов.
На вашу думку, чому саме на компанію Росукренерго були покладені ось ці функції посередницькі?
Я думаю, на этот вопрос ответит та следственная группа, которая будет создана в Верховной Раде. Знаете, я не хочу говорить только об этой проблеме. О том, что эта проблема ставит под угрозу национальную безопасность Украины, в этом сегодня ни у кого нет никаких сомнений.
Вона сьогодні першочергова, скажімо так. І сьогодні говорять, що вона за собою може потягнути підвищення цін на хліб і так далі.
Цена на газ определит уровень развития и уровень жизни людей. Я думаю, что для нас этот вопрос является стратегическим, как и стратегическим является первоначально отношения с Россией.
Є така думка, що Росія не могла піднімати ціни до ринкових, оскільки вона не є ом СОТ? Погоджуєтесь?
Для этого и подписываются такие соглашения. Для этого и существуют механизмы межгосударственных отношений, которые определяют и ограничения на допуск того или иного товара. А в поставках работает независимо от того, является ли страна ом Всемирной торговой организации или нет. Определяются договорные отношения хозяйствующих субъектов. Конечно же, государственная политика является барометром при подписании подобного рода соглашений. И этими вопросами всегда традиционно занимались главы государств. У нас, к сожалению, эта позиция была значительно ослаблена.
БЮТ на сьогодні вимагає, щоб ці газові угоди були розірвані. Ви погоджуєтеся, що їх треба розірвати? Повернутися до того, з чого починали. Подавати в суд і так далі?
Это вопрос, который не решается в одностороннем порядке. Подобного рода заявления только дестабилизируют ситуацию. Нужно помнить о том, что Юлия Тимошенко являлась первоисточником, вместе с президентом Ющенко дестабилизации отношений с Россией. И сегодня давать эти рецепты ей вообще-то, наверное, по большому счёту, можно сказать, было бы даже не тактично. Даже не тактично. Она была одной из первопричин создания этой ситуации, делая заявления, что у нас есть альтернативные источники поставок из Персидского залива, из Африки. Что они там ещё рассказывали? То есть, популизм этой власти, он прослеживался с первых её шагов. И о том, что были эти отношения дестабилизированы Тимошенко, а затем безропотно продолжались Ехануровым – в этом нет никаких сомнений.
БЮТ в свою чергу звертаються до Генеральної прокуратури з пропозицією відкрити карні справи, в тому числі і проти вас, і Леоніда Кучми, і Юрія Бойка і так далі за формування і підтримку злочинних схем на газовому ринку.
Эта власть привыкла… а Тимошенко стояла на Майдане, была во власти, стояла на Майдане в прошлом году и в этом – в президиуме Майдана или на трибуне. Они привыкли просто болтать языком. Привыкли, не отвечая за свои слова. Это стиль этих политиков – болтать и не отвечать. Безответственно принимать решения и не отвечать за их последствия. Поэтому меня это абсолютно не удивляет такие заявления – мы к этому, я думаю, уже привыкли. Привыкла к этому вся страна.
Але ж ви зараз є певними соратниками з БЮТ по тій коаліції, яка склалася, коли голосували у парламенті стосовно відставки уряду. І навіть президент сказав сьогодні про те, що сформувалася в парламенті так звана «П’ята колона», і вона проти національних інтересів. «Кому война, а кому мать родная»
Я хочу сказать, что не удастся президенту Украины создать конституциональный кризис или, как говорят, соскочить с газовой темы и с этой проблемы. Она намного важнее для украинского народа, для страны чем-то, что они пытаются сейчас разыгрывать. И никакой проблемы в этом нет. Мы не заинтересованы в дестабилизации ситуации в стране. И то, что было принято это решение, и проголосовала фракция Регионов, мы просто в очередной раз ещё сказали, что проводить такую неэффективную политику, которая направлена на снижение уровня жизни людей, на дестабилизацию в экономике – непозволительно. И поскольку парламент был отлучён от переговоров, парламент не принимал никакого участия, власть это делала кулуарно, непрозрачно. Парламент имел полное право принять такое решение. Но, на мой взгляд, до выборов осталось два месяца, и правительство это доработает. Эти два месяца. Кстати, мы будем этот вопрос завтра рассматривать.
Цей уряд, який ви відправили у відставку, він допрацює до виборів?
А какой смысл его менять?
Навіщо тоді було його відправляти у відставку?
Они же дальше будут беспредельные решения принимать. Парламент просто должен был просто взять ситуацию сейчас под контроль…
Ви хотіли залякати, щоб вони далі працювали як треба?
Не залякати. А для того, щоб вони знали, що за кожну свою дію треба відповідати. Но главное нужно, чтобы сейчас парламент взял под контроль действия правительства. Согласно Конституции, которая вступила в силу с 1 января. И правительство должно отчитываться. Во-первых, планировать свои действия, во-вторых, отчитываться, что они и как думают решать. Доверять сегодня, принимать такие стратегические решения, от которых зависит жизнь всей страны, кучке политиков некомпетентных, безответственных парламент сегодня не имеет права. Потому что сегодня уже парламент несёт ответственность. И у него не было другого выхода. А президенту нужно соблюдать Конституцию. И сегодня президенту нужно садиться с парламентом и договариваться, как эти два месяца пить. Вносить нормальные предложения законные и садиться за стол переговоров. Других вариантов не существует.
Стосовно долі президента... От говорять, що ця коаліція, яка зараз сформувалася, яка голосувала за відставку уряду, вона буде і після виборів. І президенту варто навіть боятись імпічменту!
Давайте мы сейчас справимся с одной проблемой, с газовой, которая сегодня волнует. И, повторяю, что мы не заинтересованы в дестабилизации ситуации в стране. Мы хотим взять под контроль это правительство, я имею в виду парламент. И я как лидер партии поддерживаю решение фракции. Считаю, что иного пути у нас нет.
Європарламент вас запрошує разом із Тимошенко, аби ви розповіли про політичну ситуацію, яка відбувається в країні. Ви готові поїхати? Що ви скажете?
Это один из примеров, как Европа работает демократически с оппозицией. И если такое официальное предложение приёдёт, я думаю, что самому демократичному президенту Украины нужно с Европы брать пример, как работать с оппозицией. Конечно же, мы это предложение примем, и мы выскажем там свою чёткую позицию по многим вопросам, которые нам будут там заданы.
Вимога президента до Верховної Ради відмінити відставку уряду буде виконана? Ваша фракція, як налаштована? Погодитесь?
Мы будем завтра принимать официальное решение на политсовете. Но, на наш взгляд, правительство до выборов должно работать под контролем парламента. Это однозначно. А решение это должен принимать парламент. Доверит ли этому правительству исполнять обязанности? Или нет? Мы выскажем завтра свою точку зрения. Я на пресс-конференции обязательно озвучу этот вопрос. Но моя личная точка зрения, что менять до выборов правительство нет смысла, дестабилизировать ситуацию. Но главное сегодня - взять работу правительства под контроль. И в обязательном порядке, чтобы оно работало. Потому что более пятидесяти процентов ов правительства не собираются работать, а собираются заниматься избирательной компанией. Здесь они сами должны определиться – хотят они работать или заниматься выборами? Но это они должны сказать в парламенте открыто. Те министры, которые пойдут заниматься выборами, пусть идут. Нужно будет назначать других исполняющих обязанности людей.
Тобто, за цих умов, ви готові відкликати відставку? Аби парламент контролював роботу уряду, і аби змінили певних фігур?
Других вариантов не существует.
Тарас Чорновіл заявив, що ще вчора були всі можливості в президента, щоб переглянути відставку уряду. Але він мав би звільнити низку одіозних фігур. Називалися Івченко, Пинзеник, Плачков, Тарасюк і так далі.
Это вопрос переговоров президента с парламентом. Президент должен уже начинать привыкать работать в новых условиях. И как только парламент рассмотрит закон о президенте, о Кабинете министров, о парламенте, вступит этот закон. Сегодня де факто есть Конституция, де юре есть Конституция, де факто есть сегодня уже конкретное решение. И президенту нужно садиться за стол переговоров, выполнять Конституцию и с парламентом совместно решать подобного рода вопросы.
Зараз є певні перемовини, певний торг, так казати, «Аби зняти декількох людей, і ми відмінимо відставку»?
В ходе переговоров будет ясно. Я считаю, что та бесхребетная соглашательская позиция всего топливно-энергетического блока правительства, которая не сказала правду украинскому народу, что их поставили в такие условия на переговорах с одной стороны, или они должны были признать свою некомпетентность. Но мы то знаем глубинные причины, почему правительство не смогло решить или «Нафтогаз Украины», или министр Плачков не смогли решить этот вопрос? Они подыгрывали политике, которую проводила власть в этом году. Почему они не сказали правду? Здесь парламент должен расставить все токи над «И». Если решение будет принято по топливно-энергетическому блоку, тогда нужно будет, чтобы топливно-енергетический блок пошёл в от ставку.
Поясніть, чому вигідно «Газпрому», він торгує газом по 230 доларів, а Україна отримує по 95. Багато людей сумніваються, що тут є якесь певне подвійне дно.
Вся проблема в том, что это соглашение, ещё раз повторяю, подписывалось кулуарно, непрозрачно. И то, что на себя взяли переговорщики по согласованию, конечно же, с президентом и премьер-министром ответственность за всю страну, они сейчас должны отчитаться и показать прозрачный механизм формирования цены поставок газа и так далее. И следственная комиссия на все эти вопросы должна дать ответы. Я не хочу, как говорят, сыпать цифрами, я знаю одно, что мы попали в сложнейшую ситуацию в экономике, и наши предприятия не вытянут такую цену. Они попадут просто в катастрофическое положение. И это безответственная, бездарная политика власти. Прежде всего, политическая в отношениях со стратегическим партнёром, и, конечно же, экономически они показали свою некомпетентность.
Ціна на газ різнитиметься для промислових підприємств по регіонах?
Это всё зависит от расстояния по поставкам газа. Потому что транспортная составляющая будет в цене газа ать роль. Но цена будет иметь разницу в промышленности, в комбыте и для населения. Для населения она, возможно, будет немножко ниже, в жилищно-коммунальном хозяйстве выше, а в промышленности она будет заоблачной. Поэтому мы и хотим увидеть конкретно, прозрачно, не как говорят, под столом это должно решаться, кулуарно, а это должно решаться абсолютно прозрачно, поскольку это стратегический вопрос, от которого зависит уровень нашей жизни. Всей нашей страны.
Після виборів вас називають ймовірним прем’єр-міністром України. Ви погоджуєтеся? Як ви налаштовані?
Жизнь покажет. Я могу сказать одно, что цель наша – не получить должности или портфели. Мы идём большой командой. Наша цель получить механизм реализации той программы, той стратегии экономического развития на пять лет, которую мы разработали, и, кстати, которую будем презентовать в январе месяце. Первым разделом которой является программа неотложных мер по выходу из экономического кризиса. Поэтому нам не кресла нужны и портфели, нам механизм нужен реализации нашей программы. А цель наша – прийти к власти.
"НТН"