Шопоголизм, или, по-другому, шопомания – зависимость человека от непреодолимого желания покупать все подряд. Раскрыть эту непростую тему мне поручили недели две назад, и я все время прокручивала ее в голове. Кончилось дело тем, что в один прекрасный день я на секундочку заглянула в супермаркет и оставила там большую ину зарплаты (то бишь все, что было при себе)...
« ... почему он их купил? Потому что одержим ью к покупкам или потому что этого требует имидж (а то «пацаны уважать не будут») ? »
Шопоголизм – явление достаточно новое, распространившееся в ХХ веке, с появлением супермаркетов и распродаж. Конечно, и раньше состоятельные люди покупали множество совершенно ненужных им вещей, но это нельзя было назвать шопоголизмом, поскольку это не было неадекватным поведением: у людей был избыток денег и времени, так почему бы не развлечь себя, если от этого никому хуже не будет.
Тогда еще не существовало привычных нам универсальных магазинов, по которым любой мог бы «прогуляться», да и стоимость вручную производимых товаров была слишком высока, чтобы простой человек мог найти деньги на регулярную покупку лишних вещей. Инфраструктура и уровень жизни не позволяли широким слоям граждан предаваться этой приятной, но пагубной для кошелька и семейных отношений и.
Сейчас шопоголизм распространяется со скоростью эпидемии. Этому способствует и обилие рекламы, устроенной по принципу «мы продаем не продукт, мы продаем счастье», и передачи, посвященные исключительно приобретениям знаменитых людей (например, «Напросились» на МузТВ или «По домам» на MTV), и легкость получения потребительских кредитов.
Кстати, о знаменитостях. Считается, что среди них много шопоголиков, но на самом деле, мы никогда не узнаем, так ли это на самом деле. Например, у Эминема пять автомобилей: с одной стороны – явное излишество, сложно представить, чтобы он одной попой сидел во всех пяти одновременно. Но мы не в курсе, почему он их купил: потому что одержим ью к покупкам или потому что этого требует имидж, а то «пацаны уважать не будут».
Классификация шопоголиков
Не все шопоголики одинаковы. Они, к примеру, делятся
по манере поведения:
- шопоголик спонтанный: человек идет в магазин купить что-то действительно нужное, а пару не очень нужных штуковин прихватывает «просто случайно»;
- шопоголик осознанный, он так снимает стресс: человек сознательно заворачивает в торговые ряды, чтобы «развеяться»;
- шопоголик целеустремленный: человек сам не знает, как его ноги занесли в супермаркет, и как он умудрился накупить вот это все, и истратить всю зарплату.
и по степени адекватности:
- шопоголики разумные покупают, в принципе, нужные вещи, разве что на несколько большую сумму, чем собирались, и в несколько большем количестве. «Шел в магазин за мылом, а купил еще и три шампуня, пять разноцветных мочалок в виде морских ежей, семь полотенец и канистру пены для ванны – может и перебор, но нехай будет, в хозяйстве пригодится!».
- шопоголики истинные (неразумные) - это совсем другие люди, уже шагнувшие за грань добра и зла. Они тянут все, что под руку подвернется. Наборы встречаются самые причудливые: дорогущие шоколадные конфеты, комплект белья на трехспальную кровать, десять рубашек одной расцветки, но зато разных размеров и томик Гете на немецком (при том, что немецкий в семье знает одна бабушка Оля, давно впавшая в детство) – при этом тратится весь бюджет семьи на ближайшие два месяца.
Собственно, именно степень адекватности отличает шопоголика от нормального человека, решившего себя побаловать, не особенно нужными, но очень приятными покупками.
Отличительная черта истинных шопоголиков: они предпочитают совершать набеги на магазины в одиночку или с себе подобными. Ведь шопоман не получит никакого удовольствия от шоппинга в компании с «голосом разума», человеком, который будет оттаскивать его за шиворот от полочки с «ой! какими классными розовыми штучками!», убеждать в ненужности этой прекрасной ночной вазы, а не дай Бог еще и читать вслух ценники.
Шопоголик = невротик
Откуда же берется такая прихотливая навязчивость – неудержимая ь к растрате денег?
Стремление к растрате денег, так же, как и обратная сторона этого явления – стремление бесцельно накапливать – пристально рассматривалось в психологии многими, начиная с дедушки Фрейда и заканчивая современными исследователями. Наиболее адекватное описание принадлежит психоаналитикам.
Согласно наблюдениям Карла Абрахама (1877 - 1925) приступы неконтролируемой растраты денег обнаруживаются у строго определенной группы людей – невротиков, страдающих инфантильной зависимостью от родителей. Велика вероятность, что будущие шопоголики в детстве страдали от избыточного контроля со стороны ых. И не обязательно этот контроль сопровождался жестокостью, часто овые родители, гораздо сильнее жестких ограничивают свободу своего чада.
В результате чувство защищенности у такого ребенка начинает ассоциироваться с состоянием подконтрольности. Став ым он продолжает бессознательно искать контроль со стороны своих близких. Но кто же станет всерьез контролировать ого человека? Несчастный впадает в депрессию и становится подвержен тягостным тревожным состояниям, а выход-то есть – шопомания! Теперь окружающим просто-таки придется контролировать инфантильного невротика!
Вот и живет такой человек, раздираемый противоречивыми эмоциями: с одной стороны, хочет освободиться от опеки, а с другой – ему страшно, лишившись жесткого контроля он окажется беззащитным.
Кроме этого пациенты Абрахама отмечали, что шоппинг сам по себе снимает у них депрессию и тревогу лучше любых медикаментов, а также повышает самоуважение и уверенность в себе. Это вполне объяснимо: бессмысленное собирательство и столь же бессмысленное растранжиривание денег дает иллюзорное ощущение контроля над своей жизнью. Ты покупаешь сам: не то, что велели; не то, что необходимо; а то, что сейчас захотелось. И человек раз за разом получает свою дозу эйфории от свободы, покупая привлекательные, пусть абсолютно ненужные вещи. А в результате – «эффект сороки»: квартира, забитая ненужными безделушками, и куча неприятностей.
По существу шопоголизм похож на мгновенное переключение внимания с одного объекта на другой, как это бывает у маленьких детей: секунду назад самой ценной и нужной вещью был папин мобильный телефон, а сейчас он уже заброшен ради пластмассового грузовичка, а еще через минуту центром вселенной становится большая зеленая стекляшка.
В семье, как неизбежное следствие шопоголизма, появляются проблемы. Очень сложно объяснить родным, почему нужно было купить два новых сервиза и антикварные подсвечники, именно в тот момент, когда пришло время платить за детский сад, и почему хватило денег на зеленый пиджак в полосочку, но не хватило на колбасу.
Эти конфликты часто усугубляются неумением шопоголиков выстроить ые, зрелые отношения. В них ищут равного партнера, им же подсознательно нужен «контролирующий родитель».
Я – шопоголик?
Недавно американские справочники по психиатрии дополнились новым диагнозом – «навязчивый и всепоглощающий шоппинг». Естественно, это касается не просто любителей прикупить что-нибудь приятное, а тех, кого мы назвали истинными шопоголиками
Если Вы не потеряли контроля, умеете удержаться в рамках определенной суммы, а вещи, которые Вы покупаете, хоть для чего-то Вам нужны, то ничего страшного в любви к покупкам нет – это не самый худший способ снять стресс.
Если же контроль потерян, Вы тратите деньги, предназначенные на другие нужды (причем не только свои, но и чужие), страдаете, если не можете немедленно приобрести то, на что «глаз упал» (зачастую абсолютно бессмысленный предмет), перестаете получать удовлетворение от чего-либо другого, что раньше Вам нравилось – тут необходима помощь психолога.
Один мой коллега весьма остроумно предложил вычислять «норму» для шопоголиков: «Если сумма, которую вы тратите не ненужные вещи, не превышает цены месяца визитов к психоаналитику для снятия стресса – все в порядке, вы в норме можете «шопить» в свое удовольствие, если же нет – пора к психологу».
Джинна Литинская
МедПортал