Супермаркеты в Германии борются за выживание. В конечном итоге, как прогнозируют эксперты, лишь немногим из них удастся найти выход из глубокого кризиса.
В то время, как немецкое правительство пытается поддержать автоконцерн Opel, судьба почти обанкротившегося концерна Arcandor должна решаться без помощи государства. Правительство отклонило в понедельник возможность выдать государственные гарантии на его финансовую поддержку. Это значит, что концерн, которому принадлежит одна из самых известных в Германии сетей универмагов, – Karstadt, может уже в этом месяце объявить о своем банкротстве.
Таким образом Karstadt лишь пополнит ряд немецких универмагов-неудачников. Не менее распространенные в ФРГ сети Hertie и Woolworth уже подали заявления о банкротстве. Интересно, что неплатежеспособность Arcandor может поставить под вопрос продажу инвестору универмага, который считают одним из символов Берлина.
Переходят на дешевую продукцию
Речь идет о Kaufhaus des Westens, сокращенно – KaDeWe, в переводе – универмаг Запада. Без него не обойдется ни один путеводитель по Берлину. Большинство берлинцев и гостей немецкой столицы также не могут себе представить, что KaDeWe, который недавно отпраздновал свой век, вскоре просто не станет. "Он очень важен для гостей Берлина. Кое-кто даже приезжает сюда умышленно, чтобы попасть к KaDeWe", - говорит один из посетителей столичного универмага. "Все, кто приезжают из других городов, хотят хоть раз побывать в KaDeWe. Он не может исчезнуть. Это просто невозможно", - поддерживает его другой прохожий.
Впрочем, просто так пойти и сделать все закупки в KaDeWe могут очень немного людей. Ведь сразу на входе в универмаг за покупателей соревнуются отделы Gucci, Cartier или Louis Vuitoon. А покупать часы по 4 тысячи или дамские сумочки по 2 тысячи евро может в действительности не каждый посетитель Берлина. Впрочем, "сливки" Берлина и в настоящее время охотно собираются на шестом этаже KaDeWe выпить шампанского или съесть крабовый салат, заплатив за это в среднем 40 евро.
Борьба за средний класс
Предприятие "Айка" имеет целью четко переориентировать универмаги сети Karstadt на интересы среднего класса населения. Очень рискованная стратегия, считают эксперты. Потому что в настоящее время потребители и, прежде всего средний класс, ориентируются больше на предложении специализированных магазинов, покупают много через интернет или в тех же дискаунтерах, говорит исследователь настроений потребителей Инго Балдерян из потсдамского университета. "Меня очень удивило то, что такие классические сети универмагов, как Karstadt или Hertie, фактически, "проспать" все тенденции развития в отрасли. Они все еще предлагают клиентам старомодные концепции. Например, плохо подобранный и неудачно представлена одежда. В то же время рынок уже на протяжении длительного времени идет в одном направлении: или дискаунтеры, или магазины класса "люкс", - говорит научный работник.
И в самом деле, такие известны в Германии дискаунтеры, как Aldi или Lidl, уже на протяжении лет предлагают среди своего ассортимента электронику, бытовую технику и одежду. Такими действиями они практически забирают клиентов в популярных ранее универмагов. Если в 70-х годах универмаги имели 14-процентную частицу в общем обороте розничной торговли в Германии, то в настоящее время эта частица едва превышает 3%.
Продажу товаров через интернет также обогнала универмаги. Хотя, как говорят специалисты, для городов такая форма магазинов, как универмаги, все еще имеет очень важное значение. Правда, лишь при условии, что будут применяться другие концепции. "Я думаю, что немногим известным универмагам класса "премиум", таким, как KaDeWe, удастся выстоять. Но большинству других универмагов придется опуститься к уровню дискаунтеров", - убежден потсдамский эксперт Балдерян.
По материалам Немецкая волна
Инф. delo.ua