В период экономического кризиса американские компании, развивающие франчайзинговые сети, предпочитают увеличивать свое присутствие за границей, а не искать партнеров внутри США.
Стагнирующая экономика США мешает развиваться бизнесу внутри страны, поэтому компании, которые работают по франшизе, наращивают свои обороты за счет развития за пределами этой страны, пишет The Wall Street Journal.
В частности, сеть фитнес-центров Curves International и производитель сэндвичей Subway за последний год заметно увеличили количество партнеров-франчайзи за границей. Крупнейший игрок на рынке фастфуда McDonald's также предпочел развиваться прежде всего за пределами США. В этом году компания открыла 286 ресторанов за границей и только 53 — в США в американских городах. При этом в прошлом году это соотношение было равным.
Больше всего американские сети в этом году интересовались рынками Бразилии и Центральной и Восточной Европы. В их планах на будущее прежде всего фигурируют Индия и Китай, где быстро растет число потребителей из среднего класса.
На бурное развитие заграничных сетей франчайзи влияет и разница в финансировании партнеров. Американские компании, которые передают свою торговую марку партнерам за границей, как правило, помогают им с привлечением инвестиций или даже финансируют их первое время. В то же время франчайзи внутри США развиваются прежде всего за счет собственных средств и банковских займов. Неудивительно, что рост франчайзинговых сетей замедлился в прошлом году в США из-за проблем с банковским кредитованием.
Для иностранных инвесторов большие американские сети выгодны как партнеры из-за наличия сильного бренда и доказанной эффективности бизнес-модели. "Наши затраты невелики, и наши операции очень простые", — говорит директор по развитию Subway Дон Фертман. "Это такой тип бизнеса, в котором практически каждый может участвовать", — уверен он. С января 2008 г. Subway открыла 1432 ресторана за границей, что на 202 больше, чем в США. За прошедшие пять лет эта сеть увеличила свое присутствие за границей вдвое — до 8817 ресторанов.
Похожей стратегии придерживается и сеть фитнес-центров Curves International. С февраля компания открыла за пределами США 612 спортзалов, а в самой стране — только 19. Больше всего Curves представлена в Японии (744 центра). В мае этого года компания открыла офис в Китае, а осенью собирается выйти в Индию. "Со своей концепцией исключительно женских клубов мы приносим на эти рынки что-то действительно иностранное", — говорит исполнительный директор компании Джим Джонсон. Такая концепция может быть особенно привлекательна для мусульманских стран, где по религиозным обычаям женщины и мужчины должны иметь разные помещения для общественных занятий.
Инф. delo.ua