Вопрос ксенофобии становится актуальным в современных украинских реалиях. Представители органов государственной власти утверждают, что таких явлений, как ксенофобия, неофашизм и антисемитизм в Украине нет.
Многие эксперты и социологи, напротив, фиксируют рост ксенофобских настроений, но одни предпочитают не раздувать проблему, а другие считают, что признание очевидных фактов является важной предпосылкой для дальнейшей работы над ошибками. Главная же опасность состоит не столько в существовании нескольких противоречивых точек зрения на вопрос: «Есть ли в Украине рост ксенофобии?», а в нежелании ставить сам этот вопрос.
Почему же мы должны ставить этот вопрос и пытаться искать на него ответы? Как минимум потому, что эта проблема имеет непосредственное отношение к формированию национальной идентичности. Если мы хотим видеть Украину «автаркией» и буферной зоной между европейской и евроазиатской цивилизациями, то ксенофобия, «национал-аутизм», скрытая враждебность и недоверчивость будут вполне пригодной основой ментальности. Если же мы хотим видеть Украину частью Большой Европы, то базис национальной идентичности должен формироваться на соборном сознании, чувстве здорового самоуважения и готовности воспринимать других.
Кто-то из современных теоретиков-политологов сказал, что современный глобальный мир состоит не из военно-политических блоков и торгово-экономических пространств, а из объединений людей с общими эмоциями. Одни хотят жить лучше всех и быть свободными. Другим не нужна свобода и благосостояние, они находят смысл своего существования в утопических мечтаниях о превосходстве над остальными. Третьим вообще ничего не нужно, кроме «снисходительной ненависти» к остальным и «благородной жалости» к самим себе. Но кто сегодня может дать ответ на вопрос, какая именно эмоция лежит в основании украинского национального проекта? Ближайшей параллелью для политики национального строительства, проводимой за счет и в ущерб воспитанию толерантности, укреплению межнационального мира и борьбы с «политическими аномалиями», может выступать только политика некоторых суверенитетов, более известных как «зоны этнорелигиозных конфликтов». На мифах «об украденной истории, культуре и свободе», а также на идее «отмщения, но не искупления» можно вырастить преданных сторонников политических партий и яростных фанатиков утопий, но никогда нельзя воспитать ответственных граждан.
Александр ФЕЛЬДМАН, народный депутат (БЮТ), президент Ассоциации национально-культурных объединений Украины
Инф. delo.ua