Несмотря на экономические проблемы 2009 года, большинство украинцев планируют увеличить свои расходы на новогодний стол и подарки, по сравнению с затратами в прошлом году. В то же время, кризис научил украинцев быть более практичными и не делать незапланированных покупок. Кроме того, большинство украинцев, судя по всему, получат в качестве новогоднего подарка не то, что ожидают.
Праздничный бюджет
Согласно результатам последнего исследования компании Deloitte, в 2009 году среднестатистический украинец потратит на Новый год и Рождество около 2,5 тыс.грн., что на 300 грн. превышает показатель прошлого года. При этом 1200 грн. украинцы планируют потратить на подарки, 850 грн. - на праздничный стол и 450 грн. - на развлечения. Увеличение расходов произойдет в первую очередь за счет молодежи и высокообеспеченных граждан, отмечают в Deloitte.
В этом Украина отличается от большинства европейских стран, жители которых намерены снизить затраты на праздники. "Несмотря на все последствия кризиса, украинцы ценят традиции и стремятся к такому же образу жизни, что и в странах Западной и Восточной Европы", - отмечают эксперты".
"Есть такая тенденция (в Украине, - ред.), своего рода показуха, когда у нас люди тратят чуть больше, чем тот уровень, который они зарабатывают регулярно", - добавляет вице президент по маркетингу группы компаний Fozzy Group (сеть супермаркетов "Сильпо") Михаил Дудник.
Со своей стороны, ирландцы, британцы и испанцы отреагировали на кризис, существенно сократив свои бюджеты по основным статьям праздничных расходов. "До кризиса, как свидетельствуют наши предыдущие опросы, их бюджеты были одними из наиболее значительных", - говорят эксперты Deloitte.
Михаил Дудник также полагает, что украинские потребители в текущем году, скорее всего, будут тратить больше, чем в предыдущем году. При этом добавляет, что обычно на новогодние праздники продажи в розничной торговле вырастают в среднем на 50%, по сравнению с предыдущим месяцем. "Очень сильно зависит (объем продаж - ред.) от города, региона, от формата магазина", - уточняет вице президент по маркетингу группы компаний Fozzy Group.
Тенденция, отмеченная в прошлом году, подтверждается и распространяется на все европейские государства: большинство европейцев становятся более рациональными и экономными, намереваясь придерживаться составленных бюджетов. Респонденты из Украины и России выразили большую осмотрительность, по сравнению с другими странами. Более 60% из них составляют бюджет расходов на новогодние подарки ежегодно.
Что хотят получить в подарок, и что получат
По сравнению с прошлым годом украинцы стали практичнее. Если в прошлом году они отдавали предпочтение косметике и парфюмерии, то сейчас в качестве подарка к Новому году половина украинцев хотели бы получить деньги.
В то же время дарить своим родственникам и друзьям деньги планируют только 28% опрошенных. Как и в прошлом году, дарить будут в первую очередь косметику и парфюмерию.
Жители России и Франции также предпочитают деньги в качестве подарка. Большинство европейцев предпочитают получать в подарок книги. Жители Ирландии, Нидерландов, Люксембурга, Германии, Швейцарии, Португалии, Италии, Чехии и Словакии назвали книги приоритетным для себя подарком. Книги для украинцев в списке наиболее желаемых подарков занимают 4-е место – около 34% украинцев хотели бы получить их в подарок.
Кризис существенно может сказаться на подарках детям 12-18 лет, свидетельствуют результаты исследования. Если в прошлом году родители планировали дарить им такие подарки, как компьютеры и мобильные телефоны, то сейчас они хотели бы ограничиться книгами, деньгами и сладостями. При этом ноутбук находится в списке желанных подарков у 36% опрошенных.
Украинцы становятся практичней?
Как украинские, так и европейские потребители отказываются от товаров импульсивного спроса в пользу приобретения исключительно полезных подарков, отмечают исследователи. Финансовый кризис привел к тому, что при выборе рождественских подарков большинство потребителей отказываются от "импульсивных" покупок и уделяют большее внимание полезным подаркам.
Также, важным критерием при выборе товара является низкая цена, свидетельствуют результаты исследования. "Наибольшего успеха достигнут розничные торговцы, которые сделают акцент на полезности своих товаров и предложат в дополнение к ним подарки по минимальным ценам", - полагают эксперты.
Вместе с тем, исследователи констатируют, что 75% населения предпочитают приобретать товары отечественного производства. То, что отечественные потребители стали больше покупать украинские товары, свидетельствует либо о том, что украинский потребитель преодолел кризис недоверия к отечественному продукту, либо цены на импортные продукты являются не всегда доступными для него, рассуждает Виктория Чорновол.
Для сравнения, в Европе только 59% опрошеных отметили важность данного критерия. Также важным для украинцев является вопрос загрязнения окружающей среды производителями товара.
Место покупки подарков
В этом году традиционные рынки Украины вернули утерянные позиции. Супермаркеты, как и год назад, являются основным местом покупки подарков согласно проведенному опросу, однако количество респондентов, отдавших предпочтение торговым точкам, также велико - всего на 1% меньше (52% и 51% соответственно). Для сравнения: согласно опросу, покупать подарки на рынках в Европе будут только 16% населения. Здесь предпочтение отдается традиционным универмагам, сетевым магазинам и гипермаркетам.
Если европейцы при покупке продуктов отдают предпочтение гипермаркетам, то в Украине основным местом совершения покупок станет супермаркет (50%), и только 20% опрошенных отправятся в гипермаркеты, что, по словам менеджера налогово-юридического отдела Deloitte Александра Черинько, обусловлено недостаточной распространенностью гипермаркетов в Украине.
В 2008 году супермаркеты в Украине были безоговорочным лидером, и их доля составляла 65%, а доля рынков составляла 45%. "В этом году, очевидно, под влиянием кризиса рынки догнали супермаркеты и находятся с ними практически на одной позиции", - отмечает Александр Черинько.
Наиболее успешной в сезон новогодних покупок будет маркетинговая стратегия, акцентирующая внимание на цене и ассортименте, что позволит привлечь внимание всех категорий потребителей, отмечают эксперты.
Так, согласно результатам исследования, практически все украинцы при выборе места покупки отмечают среди наиболее важных критериев оптимальное соотношение цены и качества (95%), а также широкий ассортимент товаров (91%). Также в качестве ключевых критериев выбора магазина были названы акционные скидки, оправданные цены и меры по профилактике гриппа.
"Следует отметить, что Украина является единственной страной, в которой в пятерку основных критериев выбора места для покупок входит принятие профилактических мер по предотвращению свиного гриппа. В других европейских государствах профилактические меры, принятые с целью предотвращения свиного гриппа, повлияли на покупательское поведение несущественно", - сообщают в исследовательской компании.
Выводы
Кризис многому научил потребителей, утверждают исследователи. "Сегодня мы наблюдаем рождение нового поколения покупателей, которые предпочитают полезные и долговечные товары, вместо импульсивных покупок делают тщательно взвешенные, рационально мыслят при сравнении цен и по достоинству оценивают качество инноваций. Более рациональные и тщательно взвешенные модели поведения останутся у потребителей и после того, как кризис закончится", - считает управляющий партнер компании Deloitte в Украине Владимир Вахт.
"Розничным сетям, скорее всего, необходимо обратить внимание на ассортимент предлагаемых подарков в новогодние праздники и уделить внимание тому, чтобы подарки были полезными и практичными. Также важным элементом является то, что люди будут покупать не дорогостоящие подарки", - отмечает Виктория Чорновол, партнер Deloitte, руководитель группы по работе с предприятиями розничной торговли Украины.
В то же время отмечают исследователи, что в Украине существует тенденция к увеличению потребительских расходов, и результаты исследования свидетельствуют о желании украинцев тратить больше после завершения кризиса, сообщает Лига.
Данное исследование проводится компанией Deloitte в европейских странах уже 12 лет. В этом году в ходе исследования были опрошены 17 567 представителей 18 стран Европы, США и Южной Африки.
Украина принимает участие в исследовании во второй раз. Опрос проводился в течение последней недели сентября - первой недели октября методом Интернет-анкетирования. В исследовании от Украины приняли участие более 700 человек в возрасте от 18 до 65 лет. 80% респондентов - жители Харькова (23%), Киева (20%), Львова (8%), Одессы (8%), Николаева (7%), Днепропетровска (6%), Донецка(4%) и Сум (4%). Результаты исследования представлены в зависимости от возраста, пола и уровня дохода респондентов.
Инф. mignews.com.ua