Пол Кругман раскритиковал рейтинговое агентство Standard & Poor’s, припомнив ему прошлые «грешки» с присвоением неоправданно высоких рейтингов будущему банку-банкроту Lehman Brothers и ипотечным бумагам, которые вскоре превратились в «токсичный мусор».
Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман выступил с резкой критикой международного рейтингового агентства Standard & Poor’s после того, как последнее понизило кредитный рейтинг США.
Говоря о волне возмущения, которую вызвало решение S&P, Кругман обращает внимание на два обстоятельства. Первое – то, что США действительно больше не являются надежным стабильным государством, как когда-то раньше. Вторым важным фактором он считает то, что само агентство S&P еще меньше заслуживает доверия, «это последняя инстанция, мнением которой о перспективах страны (США) следовало бы интересоваться», пишет экономист.
«Огромный бюджетный дефицит США, в конце концов, является результатом экономического спада, который последовал за финансовым кризисом 2008 года. И S&P, вместе с другими рейтинговыми агентствами, сыграло в этом ключевую роль, присвоив оценки AAA ипотечным бумагам, которые впоследствии превратились в токсичный мусор», – пишет в своей колонке Кругман.
Но ошибки на этом не кончились. Далее был печально известный эпизод, когда S&P присвоило рейтинг A банку Lehman Brothers за месяц до его краха. «И как отреагировало агентство после того, как эта компания стала банкротом? Выпустило сообщение с отрицанием каких-либо ошибок со своей стороны», – вспоминает ученый.
Ошибка размером в $2 трлн.
На этот раз, «потеряв» 2 трлн. долларов при определении рейтинга США, S&P признало просчеты, и все равно понизило американский рейтинг, убрав часть экономических выкладок из своего доклада, пишет Кругман.
Как сообщал телеканал CNN, Минфин получил аналитический отчет S&P еще утром 5 августа и обнаружил ошибку в расчетах экспертов агентства. Так, в 2021 году, согласно выводам аналитиков агентства, соотношение госдолга к ВВП должно составить 87%. Минфин настаивает, что эта цифра неверна: показатель должен составить 79%.
Администрация США попыталась поставить под сомнение авторитет S&P. Министр финансов Тимоти Гайтнер заявил в интервью телеканалу NBC, что S&P допустило чудовищную ошибку. По его словам, казначейским облигациям США ничто не угрожает. В Белом доме также заявили, что решение о понижении рейтинга является передергиванием фактов.
В ответ на критику президент S&P Девен Шарма в интервью The Wall Street Journal заявил, что задачей агентства является сообщить инвестору, в каких активах оно видит риск. Глава департамента суверенных рейтингов S&P Джон Чамберс пояснил, что ошибка не исключает главного вывода о том, что «уровень показателя долга к ВВП… будет в ближайшие 10 лет продолжать повышаться».
Кругман признает, что подобным бюджетным оценкам в любом случае не следует придавать большого веса, но этот эпизод вряд ли внушает доверие к оценкам S&P.
Агентства повторяют за рынком
Обобщая, Кругман говорит, что рейтинговые агентства не давали оснований принимать всерьез их суждения о платежеспособности государств. Это верно, что дефолтные экономики получали снижение рейтинга до того, как имел место факт неисполнения обязательств. Но в таких случаях, по словам Кругмана, эксперты часто лишь следовали за рынками, которые уже к тому времени атаковали проблемных должников.
Были ошибки и другого рода, указывает Пол Кругман: он приводит в пример Японию, рейтинг которой S&P срезало еще в 2002 году. Девять лет спустя Япония имеет возможность привлекать заимствования свободно и дешево. По состоянию на пятницу, процентная ставка по японским 10-летним облигациям составляла всего 1%.
Поэтому нет причин принимать пятничное понижение американского рейтинга всерьез, подытоживает Кругман, не отрицая при этом наличия проблем в экономике США.
Как сообщало "Дело", после первого в истории понижения агентством Standard & Poor's кредитного рейтинга США на фондовых рынках мира начался обвал.
По материалам: BFM.ru
Инф. delo.ua