Родственники погибших летчиков Як-42, который разбился 7 сентября после взлета с ярославского аэропорта «Туношна», не согласны с выводами Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и объявили, что намерены провести собственное расследование.
Их версия – неисправность самолета, а не ошибки экипажа. Знакомые с ходом расследования независимые эксперты также сомневаются в выводах МАК, пишут Новые Известия.
Напомним, МАК назвал причиной крушения ошибку экипажа. Краткий вывод: по ошибке кто-то из пилотов жал на тормоз, один из них был под запрещенным препаратом. В процессе подготовки летчиков экипажа самолета Як-42 были допущены серьезные нарушения, экипаж был подобран неправильно, а в крови второго пилота обнаружены следы медицинского препарата, после употребления которого нельзя управлять воздушными судами. В частности, речь шла о том, что пилоты Як-42 могли по ошибке нажимать на тормозные педали лайнера, поскольку их плохо переучили с Як-40, на котором педали расположены иначе.
Между тем, как заметил один из экспертов, в «черных ящиках» положение педалей не прописывается. По его мнению, самолет мог замедлить разбег «по другим причинам, в том числе техническим».
Более подробно раскритиковал выводы МАК заслуженный летчик России Михаил Марков. «Самолет почему-то не отрывался, и из-за этого люди начали тянуть штурвал. А выводы, наоборот, подогнали под ответ: люди тормозили, машина не отрывалась, и они потом начали тянуть штурвал», – заявил он в интервью газете Взгляд.
«Я смотрел пленки, написал заключение, которое коренным образом не укладывается в официальную версию. Более того, я был удивлен, что сделали программу облетов. Я спросил: а для чего вы делаете программу? Для того чтобы экспериментальным методом подтвердить, что использование тормозов ухудшает динамику разгона? А потом они начали летать. Я сказал: «Ну сейчас вы начали летать и сделаете обалденное открытие, что тормоза действительно ухудшают динамику разгона». Для чего это было сделано? Чтобы положить еще одну папочку на ту чашу весов, которая должна склониться», – считает Марков.
Летчик не верит, что кто-то из пилотов нажимал на тормоза: «Там была бы довольно мощная черная полоса от основных стоек на полосе, а там, где самолет 400 метров бежал по грунту, был бы вырван грунт. Но на полосе черных полос нет, после нее трава примята».
По его словам, самолет должен был спокойно отделиться при нейтральном положении руля высоты уже на скорости порядка 205 км в час, а он оторвался на 230 км в час. «То есть они не могли на нормальной скорости отделиться, потом стали предпринимать агрессивные действия по отрыву: включение довзлетного режима, потом додали практически на градус стабилизатор, а потом рванули штурвал в противодаче, то есть сначала от себя, а потом рванули на себя. Самолет не поднимал нос, и они такими методами попробовали оторвать. И когда машина оторвалась, она сразу, буквально за секунду, выскочила на большой тангаж, порядка 20 градусов, и свалилась», - пояснил летчик.
«Скорость была большая, но машина не поднимала нос. И я так понимаю, что нашему так называемому сообществу это не стало интересно. Им бы быстрее отрапортовать, щелкнуть каблучками. Но это не является ничем новым, уже давно идет очень сильное искажение причин катастроф, потому что всех устраивает человеческий фактор. Всех. Кроме членов семей и репутации погибших пилотов. Я уже ничему не удивляюсь. Я давно летаю и живу, вижу, как сваливают на человеческий фактор», – подытожил опытный пилот.
Инф. glavred.info