• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
  • Политическая жизнь Армении
  • Украинско-армянские отношения
  • Культура и искусство Армении
  • RSS feed
  • Россия в ВТО: Последствия для украинского агросектора
    Опубликовано: 2012-07-12 12:00:41

    Госдума России ратифицировала договор о присоединении страны к ВТО. Это существенно отразится на работе российских аграриев и опосредованно затронет их украинских коллег.

    Госдума на пленарном заседании во вторник приняла постановление о ратификации протокола о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО).

    Протокол о присоединении страны к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО был подписан в Женеве 16 декабря 2011 года. Официально Россия станет членом ВТО 9 августа.

    Как и в случае с Украиной, наиболее существенное влияние этот статус окажет на агросектор страны, поскольку членство в ВТО подразумевает ограничение уровня господдержки локальных сельхозпроизводителей и требует обеспечения свободного доступа на рынок импортной продукции.

    "Недавно мы с коллегами были в России, и могу сказать, что настроения у тамошних сельхозпроизводителей приблизительно сходны с теми, которые были в Украине накануне вступления в организацию, и сводятся к сомнению: а сможем ли выжить в новых условиях?", — пояснил генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа.

    При это он отметил, что Россия добилась несопоставимо более высоких сумм господдержки аграриев, чем в свое время Украина — на уровне около $9 млрд на старте с постепенным сокращением до $4,5 млрд. Для сравнения, Украина договорилась о господдержке на уровне 3 млрд грн, что по нынешнему курсу составляет $400 млн. "У России достаточно ресурсов, чтобы поддержать отрасль и не допустить негативных последствий для какого-либо из секторов АПК", — уверен Владимир Лапа.

    Что касается изменений в торговых "аграрных" отношениях между Украиной и РФ после вступления последней в ВТО, то здесь, предполагают эксперты, можно ожидать более взвешенного, рационального и обоснованного подхода со стороны России при введении каких-либо торговых ограничений с оглядкой на новый статус. "Но что касается нетарифных методов регулирования, в первую очередь ветеринарных и санитарных требований к импортной продукции, то каждая страна имеет право требовать соответствия ввозимых товаров внутренним нормативам, и, как показывает практика, активно пользуется этим правом", — напомнил гендиректор УКАБ.

    Таким образом, членство России в ВТО никак не исключает повторения торговых войн, подобных "сырной", которая началась в начале 2012 года и длилась пять месяцев.

    Не дает новый статус России надежды на доступ на рынок и украинским сахарщикам.
    Ввоз в страну сахара-сырца является более выгодным, чем импорт белого сахара, и именно на сырец делают ставку в РФ. "В вопросе с экспортом сахара гораздо больше надежд связано с нашими соглашениями о зоне свободной торговли с СНГ, чем с членством в ВТО. Наиболее перспективное направление сбыта украинского сахара — это Средняя Азия", — считает Владимир Лапа.

    Что касается растениеводства, то теоретически можно предположить, что требование постепенно выровнять цены на энергоносители может усложнить российскому правительству поставки аграриям топлива по льготным ценам, и в среднесрочной перспективе приведет к повышению себестоимости российского зерна и снижению его конкурентоспособности в пользу украинского. "Но более дальновидно работать над усилением собственно производства, чем рассчитывать на ослабление конкурентов", — отметил Владимир Лапа.

    История вступления России в ВТО

    Процесс вступления России в ВТО занял почти 20 лет. В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). Была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, которая в 1995 году была преобразована во Всемирную торговую организацию.

    Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался тоже в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

    После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.

    Еще в начале 2008 г. российские власти полагали, что удастся завершить переговоры до начала нового политического цикла в США. Однако главные партнеры Москвы по переговорам — Брюссель и Вашингтон — проявляли несговорчивость.

    В рамках переговоров долго обсуждались темы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, а также вопрос промышленной сборки автомобилей.

    Российскую Федерацию не устраивали условия ВТО, касающиеся импорта мяса. В частности, от России требовали, помимо больших квот на импорт мяса, обнулить ряд таможенных пошлин, что могло привести к демпингу на рынке мяса и осложнить положение отечественных производителей животноводческой продукции.

    4 октября 2011 года замминистра экономического развития России Андрей Слепнев сообщил, что Россия смогла договориться с ключевыми партнерами об условиях соглашения по импорту мяса в рамках процесса вступления в ВТО. Они предусматривают определенное снижение квотных поставок мяса в Россию.

    Также в течение нескольких лет не сходил с повестки обсуждения вопрос объемов поддержки сельского хозяйства. Расходование средств из госбюджета влияет, по мнению ВТО, на конкуренцию.

    Камнем преткновения на пути России в ВТО стало отсутствие компромисса с Грузией по вопросу таможенно-пограничного контроля на территории Абхазии.

    В конце апреля 2008 года Грузия вышла из переговорного процесса по вступлению России в ВТО, протестуя против распоряжения президента России о снятии экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии.

    После августовского конфликта 2008 года и признания Россией в одностороннем порядке независимости Абхазии и Южной Осетии Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой.

    Переговоры по ВТО между Грузией и Россией были возобновлены в марте 2011 года при посредничестве Швейцарии.

    Формальное заседание рабочей группы по присоединению РФ к ВТО состоялось 10-11 ноября 2011 года Рабочая группа одобрила документы о российском присоединении и, таким образом они были переданы на рассмотрение министерской конференции ВТО, которая приняла их на заседании 15-17 декабря 2011 года.

    Инф. delo.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ArmEmbassy.com.ua активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Армянские новости в Украине ArmEmbassy.com.ua" обязательна.

    САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

    30 окт, 22:04

    25 сен, 21:14

    04 сен, 18:29

    01 сен, 18:33

    24 авг, 10:35

    22 авг, 18:33

    Армянские новости в Украине
    Электронная почта проекта: info@armembassy.com.ua

    Официальный сайт Посольства Армении в Украине находится по другому адресу
    bigmir)net TOP 100

    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
    © Армянские новости в Украине. Все права защищены.
    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на ArmEmbassy.com.ua обязательна. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.