Существуют гипотезы, согласно которым мифология и символика древних греков складывалась на основе более ранних мифов, которые пришли в Элладу, с одной стороны, с севера, из страны гиперборейцев (т.е. из южнославянских земель), а с другой стороны, с юга, из Египта; Египет же наследовал восточные мифы и символы.
Так, символический жезл-кадуцей бога Гермеса имеет глубокие эзотерические корни. Гермес, хоть и причисленный к богам Олимпа, всегда считался архаическим, то есть наидревнейшим божеством. Очень велика его роль как вестника богов, помощника героям в их путешествиях, проводника в царство мёртвых. Гермес – вечный изобретатель, выдумщик, одаривавший даже богов необыкновенно мудрыми приспособлениями.
Он почитался представителями весьма различных видов деятельности, от купцов и ремесленников до мошенников и воров. Существует миф о том, что Гермес как-то изловил огромную черепаху и из неё изготовил первый музыкальный инструмент – лиру, которую подарил Аполлону вместе со свирелью. За это Аполлон вознаградил его крылатыми золотыми сандалиями и магическим жезлом-кадуцеем. Однако Гермес только в поздние времена стал богом торговли и путешествий, а в древности Гермес-Трисмегист (т.е. Трижды Величайший), равнозначный египетскому Тоту, был богом знаний, света и священного письма, его называли Божественным Глаголом. Конечно, кадуцей – типично египетская атрибутика, вспомним фараоновы символы власти.
Но какую власть означает кадуцей? То, что им пользовался главный распорядитель в Элевзинских мистериях, скрытый смысл которых посвящался вознесению души в мир Света и Истины, подсказывает, что власть эта духовная. Крылья орла знаменуют полёт души в небесную сферу, змея же в древности служила символом нисхождения духа в материю, символом жизненной энергии (вспомним кундалини-змею в индийской мифологии, посох Заратуштры и сопровождавших его орла и змею у древних парсов).
А рог изобилия, который в греческой мифологии считался рогом козы Амалфеи, вскормившей Зевса, сродни рогу изобилия славянского бога Световида. Жрец Световида наполнял священный рог молодым вином, символизировавшим полноту урожая будущего года. Думается, что древние греки поступали так же. Ведь супругой Зевса была Деметра, богиня плодородия и изобилия. Но ещё почиталась Деметра в другой ипостаси, соединявшая небо и землю как проводница добра, света и знания. В честь неё и её дочери Персефоны и проводились Элевзинские мистерии. Священный рог изобилия, по поверьям греков, давал обладателю его всё, что тот ни пожелает, и служил символом богатства и процветания.
Вот и получается, что на гербе Харькова в виде первой буквы названия города удивительным образом сочетаются два древнейших символа. Это сочетание выражает благородную тенденцию города - достижение процветания через стремление к свету, добру и знанию.
Инф.kharkov.vbelous.net