Вот как можно расчленить историю Киевской Руси на украинскую и российскую? Хотя кое-кто из нынешних украинских историков вслед за Грушевским ставит знак равенства между Русью и Украиной. То бишь древняя Русь это и есть Украина, поэтому древнерусские князья — это князья украинские. Как, например, Олег Вещий. Под мирным договором с Византией (907) он якобы расписался: «Олег, великий князь украинский»… Хотя бы указали источник, где это взяли. Широко известно его изречение: «Да будет Киев матерь городам русским». А мы заменим «русским» на «украинским». И вот вам история Украины готова, можно по ней учить детей в школе. Глубоко копают! Ну, а раз копают, значит, что-то находят, как же без этого? Докопались даже до истоков «мовы». Оказывается, украинский язык самый-самый... лежит в основе санскрита, и занесён на Землю с Венеры (А. Братко-Кутынский «Феномен Украины». «Вечерний Киев», 27. 06. 1995).
Или вот князь Михаил Черниговский. Он ушёл в вечность, приняв мученическую смерть в стане монголов. И первоначально был похоронен в Чернигове. В настоящее время мощи его и боярина Фёдора покоятся в самом сердце России — Архангельском соборе Москвы. Так чей же он князь, может, и мощи его нужно поделить между Черниговом и Москвой? А надежда некоторых «свидомых», что Россия вернёт их Украине — абсолютна беспочвенна. За все прошедшие столетия Украина ничего конкретного для увековечивания памяти князя так и не сделала. Зато красивых слов в его адрес сказано предостаточно. Правда, есть в Чернигове церковь его имени, да небезызвестная общественная организация установила в исторической части города памятный знак и обязалась, что обязательно на этом месте будет памятник. Памятный знак помпезно открыли, организация сделала себе хорошую предвыборную рекламу, да и забыла о своём обещании.
А вот Россия помнит древнерусского князя. Бронзовые изваяния Михаила Черниговского и боярина Фёдора размещены на главной православной святыни России — храме Христа Спасителя. Да и мощам его, думается, уютнее лежать среди равных себе, в усыпальнице самодержцев российских. А что может предложить Украина, когда даже прах «национальных героев» — гетманов Выговского и Мазепы неизвестно толком где почивает.
Пушкину приписывают изречение: «Только дикость, подлость и невежество не уважают своего прошлого и пресмыкаются перед настоящим». Кто-то смотрит на прошлое со своей колокольни, вспоминая личные обиды, касающиеся предков или самого. И находит в нём отклики для своей озлобившейся души. А ведь известно, когда обида застит глаза, человек не слушает доводов разума. Ещё хуже, когда в угоду политическому моменту пишут под заказ и выдают на-гора тонно-километры завзятого вранья. И на этой «невинной» лжи воспитывают подрастающее поколение. Сознательно деформируя его сознание, вдалбливая ему в головы новую «адекватную» историю Украины.
Но оставим все эти «пресмыкания» на совести выжиг от истории, литературы и политики, нужно же им как-то отрабатывать на «благо» отчизны свою зарплату, учёные степени, ордена и медали.
***
У князя Михаила Черниговского и его жены Елены (сестра Даниила Галицкого) была семья, которая по нынешним меркам считается многодетною. В Бархатной книге (1687), где перечислены все знатные российские роды, упоминается пять сыновей князя: Ростислав, Роман, Семен, Мстислав, Юрий. Известно, что у Михаила Всеволодовича был ещё сын, трагически погибший малолетним в Германии, куда князь с ближайшим окружением бежал, спасаясь от монголо-татар. Были у него и две дочери: Феофания и Мария, незаурядные для своего времени русские женщины, оставившие заметный след в памяти современников.
По-разному сложилась судьба детей Михаила Черниговского. Ростислав, старший из сыновей, женился на Анне Венгерской, и род его пустил глубокие корни уже в чужой стороне. А дочь Мария вышла замуж за Василька Константиновича, князя Ростовского, а после его смерти от рук монголо-татар основала в память мужа недалеко от Ростова монастырь, в котором и наша своё упокоение (1271). Но это отдельная тема для разговора. А вот другие сыновья Михаила Черниговского стали родоначальниками известных на Руси фамилий: Волконских, Долгоруковых, Одоевских, Репниных и многих-многих других. Славному генеалогическому древу князя посвящена вся двенадцатая глава Бархатной книги. А его старшую дочь Ефросинью Суздальскую Русская Православная Церковь так же, как и отца, причислила к лику святых. Вот такие славные дети были у князя Михаила Черниговского и его лады Елены!
По преданию, Михаил Всеволодич и Елена горячо желали наследников, поэтому усердно посещали Печерский монастырь, молили Бога, чтобы даровал им детей. Жили они тогда в Киеве при дворе великого киевского князя Всеволода Чермного, отца Михаила Черниговского. По горячим молитвам явилась им Богородица и предсказала рождение дочери, которая ещё в юности станет невестой Христовой — уйдёт в суздальский монастырь, чтобы там посвятить свою недолгую жизнь служению Господу. И когда Елена благополучно разрешилась от бремени, счастливые родители назвали дочь Феодулией (в переводе с греческого — раба Божья). Случилось столь памятное в их жизни событие в 1212 году.
В память о сем приснопамятном происшествии крестили новорожденную в той же Печерской обители, сам игумен окунал ребёнка в купель. Уже с грудного возраста девочка удивляла своих родителей: отказывалась брать грудь кормилицы, если та накануне ела мясное или молочное. А когда Феодулия подросла, отказалась от скоромного и питалась весьма скудно: хлеб, соль и вода стали её повседневной пищей. Епитимья, которую добровольно наложила на свои столь юные плечи дочь, вызывала обоснованную тревогу родителей, но по здравому рассуждению, они оставили её в покое.
Семья князя слыла набожной, поэтому нет ничего удивительного, что Феодулия усердно посещала церковь. А домашним её учителем стал боярин Фёдор, товарищ князя по юным летам. Именно под его неусыпным оком девочка рано научилась грамоте, и прослыла грамотной не по годам отроковицей.
В окружении любящей семьи и благочестивых молитвах проходили юные годы рабы Божьей Феодулии. Она много читала, постигая премудрости книжные, а сердце её вожделело божественного Откровения, дарованного людям Всевышним во спасение своей души. И однажды случилось чудо, она сподобилась яркого сновидения. Грядущий Судный день красочной картиной явился её взору: всюду пылали костры, ангелы отделяли праведников от грешников, — каждому определялось по вере его, — а Господь с книгой Жизни в руке и стоящая одесную Матерь Божья манили её к себе. А как-то ей привиделся Киево-Печерский монастырь со всей его братией. Смиренно преклонившись, они возносили хвалу Вседержителю.
А в это же время в северо-восточной русской стороне игуменье суздальского Ризоположенского монастыря тоже было видение, что скоро в обители появится молодая инокиня знатного происхождения, которая своей благочестивой жизнью и свершением богоугодных дел прославится на всю Русь.
А за стенами родительского дома жизнь бурлила отнюдь не духовная, подчас диктуя людям свои жёсткие условия, зачастую не совместимые с нормами христианской морали. Они претили набожной девушке, но, пока она жила в этом мире, следовать им подобало неукоснительно. И вот в жизни юной Феодулии происходит событие, которое путано трактуют потомки. Можно узнать, что её 15-летней (21-летней?) сосватали за новгородского (суздальского?) княжича Феодора, сына Ярослава Всеволодича. Жених был младше её на целых семь лет. Если это действительно так, то Михаил Черниговский согласился на этот брак, преследуя свои личные, весьма амбициозные цели. (Такие брачные узы не являются чем-то дивным и в наши дни). Он и Ярослав Всеволодич в это время уже вовсю соперничали из-за Новгорода Великого. И Михаил Черниговский повторно, но ненадолго стал новгородским князем (1229), потом его опять сменил Ярослав Всеволодич (1230-1233). Брачный союз их детей должен был примирить два наиболее могущественнейших рода на Руси.
Однако малолетний княжич внезапно умер, поговаривали, что его смерть была выгодна новгородским боярам, для которых этот брак не сулил корысти. Примирения не произошло, и князья остались заклятыми врагами на всю оставшуюся жизнь. Только их трагическая гибель, к которой были причастны монголо-татары, прекратила многолетнюю вражду между ними. А умерли они в один год (1246) и даже один месяц, с небольшим разрывом во времени. Михаил Черниговский погиб 20 сентября, а 30 сентября скончался Ярослав Всеволодич. Считается, что его отравили в столице монголов Каракоруме, откуда он возвращался в Русь.
По другой же версии женихом Феодулии являлся суздальский княжич с редким именем Мина. Потомок известного варяга Шимона, служившего ещё Ярославу Мудрому и его сыну Изяславу. Одним из первых Шимона похоронили в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря.
Провидению было угодно, чтобы Феодулия замуж не вышла, сталось так, как и предначертала Матерь Божья при её рождении. И Феодулия, зная о пророчестве Богородицы, отправляется после трагической гибели жениха в суздальский Ризоположенский женский монастырь. Основал его епископ Ростово-Суздальский Иоанн ещё за пять лет до её рождения (1207). Игуменья, помня предсказание о юной девице из знатной семьи, приняла Феодулию без колебаний. И вот уже здесь начинается новая веха её бытия, наполненная неустанными молитвами и духовными свершениями во славу Божью.
***
Юную послушницу постригли в день преподобной Ефросиньи Александрийской, и с этого времени она стала инокиней Ефросиньей. Так сбылось предсказание Божьей Матери о жизненном пути юной княгини. И родители восприняли её поступок сердечно, радуясь, что не согрешили против воли Господа и не сломали своей дочери сужденную ей судьбу.
Ефросинья славилась среди монастырских насельниц не своей знатностью и мирным характером, а зрелыми, не по летам, проповедями о греховной сущности человека, обуреваемого страстями, и толкованием Священного Писания. Всё время она проводила в неустанных молитвах и часто постилась, отказываясь даже от хлеба. А во время богослужений пела на клиросе. И слава о Ефросинье, твёрдой молитвеннице, истекла за монастырские стены, прокатилась по Суздалю и выплеснулась на просторы Руси. И народ потёк в Ризоположенский монастырь, чтобы улицезреть молодую инокиню и получить её благословение.
Господь наградил стойкую подвижницу Православия даром предвидения и врачевства душевных и телесных ран. И Ефросинья стала исцелять страждущих, притекающих к ней из Суздаля, всей округи и дальних русских земель. Она исцелила от тяжкого недуга девицу Таисию, та прониклась спасительной верой своей врачительницы и вместе с матерью осталась в монастыре.
О даре предвидения Ефросиньи тоже ходили легенды. Однажды Господь открыл ей, что недалёк день, когда от язычников погибнет Земля русская, а станется так потому, что народ отошёл от своей православной веры, безмерно грешит и не кается.
В ужасе содрогнулась Ефросинья, но открыла монахиням Божье пророчество. И сказала, что Суздаль будет сожжён и разграблен монголо-татарами, но монастырь неустанными молитвами инокинь спасётся. Так оно и случилось. Как повествует предание, монголы осадили город и вырезали его население (февраль 1238 года). А монастырь по горячим молитвам насельниц покрылся туманом, язычники его не заметили и прошли мимо. А монашки, которые усомнились в её предсказании и во время нашествия иноверцев пытались искать спасения вне монастырских стен, погибли.
Открылась ей и мученическая гибель своего отца Михаила Черниговского и наставника Фёдора в Орде. И тогда она написала князю письмо, призвав его крепиться духом, чтобы не посрамить перед язычниками веру свою православную, а если смутится, боярин Фёдор, верный соратник и друг, пусть будет ему помощником.
А когда пришло горестное известие об их гибели, она истово стала молиться. Кто-то из мирян, побывав в монастыре и увидев её ветхое одеяние, поразился её самоотрешённости. На что Ефросинья якобы сказала, что инок только крепче становится от лишений, и таким угоден Христу.
А вскоре Ефросинья предрекла кончину настоятельницы монастыря. После смерти игуменьи инокини восхотели главою обители Ефросинью. И не ошиблись, монастырь, несмотря на тяжёлое, гнетуще русскую душу время, содержался новой настоятельницей согласно строгому монастырскому уставу. И уже незадолго до своей кончины она основала рядом со своим монастырём «вдовью» обитель — Троицкий монастырь, так как вдовиц в эти тяжкие годы бродило по Руси многое множество, и негде им было преклонить голову. Вот о них и озаботилась преподобная Ефросинья.
А потом она занедужила, и тогда по её горячей молитве предстал перед ней отец вместе с любимым наставником. Они предрекли, чтобы готовилась к смерти. Эту горькую весть Ефросинья встретила кротко, только стала ещё усердней молиться, готовиться к грядущему таинству ухода души из тела. Хворала она недолго, и 25 сентября 1250 года ушла из жизни, именно в тот день, когда приняла постриг и стала монахиней, пережила своего отца всего лишь на четыре года. Так закончился жизненный путь полный праведного служения Церкви преподобной Ефросиньи Суздальской.
Прошли века, история этой выдающейся женщины не забылась, обрастала легендами и получила широкую известность. В Ризоположенском монастыре всегда было изобильно паломников, они то и разнесли молву о чудесах возле мощей преподобной по всей Руси. А случаи чудесного исцеления были многочисленными. Одержимые злыми духами падали с пеной у рта близ её раки, а потом обретали покой и поднимались в здравом уме. Прозревали незрячие, хромые бросали свои костыли, а безгласные получали дар речи.
Во второй половине XVI века монах суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий собрал все предания о необыкновенной монашке и написал её житие. Епископ же Суздальский Варлаам представил житие митрополиту Московскому и всея Руси Антонию, а тот ознакомил с ним царя Ивана IV Грозного. И Русская Православная Церковь канонизировала Ефросинью Суздальскую, причислила к лику святых в чине преподобной. С этого времени дата 18 сентября/1 октября стала днём её поминовения во всех православных храмах России. Вспоминает Церковь о ней и 25 сентября/8 октября, в день её смерти.
Мощи преподобной Ефросиньи Суздальской до революции находились в Ризоположенском монастыре, а в 1923 году его закрыли. С Преподобенской колокольни, названной так в память Ефросиньи, сбросили колокола, а мощи её передали в музей, где они пылились долгие годы. И только в новое время монастырь вернули Русской Православной Церкви (1999). В 2007 году вновь открытая женская обитель торжественно отпраздновала своё 800-летие.
А мощи преподобной Ефросиньи Суздальской и поныне находятся в Суздале, но уже в Цареконстантиновском (царя Константина) храме. И уже сюда приходят паломники, чтобы поклониться святой русской женщине, истинной дочери своего отца — благоверного князя Михаила Черниговского, и попросить у неё исцеления своих немощей.
***
В Чернигове на подворье Елецкого женского монастыря стоит памятный знак, посвящённый тысячелетию крещения Руси. В подножии его на чёрной мраморной плите выбиты имена черниговских святых. Среди них после князя Михаила Черниговского упоминается его дочь Ефросинья Суздальская.
Так чья же она всё-таки святая: украинская или российская, а может, просто наша (без «украинская» — «российская») древнерусская святая? Сторонники Киевского патриархата, известные своей агрессивностью по отношению к Украинской Православной Церкви, которую они упорно именуют Московским Патриархатом, могут сказать, вот, мол, избавимся на Украине от Российской церкви и перебьем на плите имена всех святых, жизнь которых как-либо связана с Россией. Судя по их воинственной риторике, которой пестрят украинские СМИ, ожидать от них такое вполне возможно. Только кто же тогда останется «чисто» украинским святым?
Инф.gorod.cn.ua