• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
  • Политическая жизнь Армении
  • Украинско-армянские отношения
  • Культура и искусство Армении
  • RSS feed
  • Быть или не быть черниговскому Симарглу
    Опубликовано: 2013-02-09 07:15:40

    В последнее время в городе разгорелась дискуссия «быть или не быть» памятнику черниговскому зверю, изображение которого находится на капителях, венчающих полуколонны Борисоглебского храма.

     

    Известной общественной организацией был даже инициирован конкурс на лучший рисунок Симаргла, чтобы со временем воздвигнуть мифическому «чуду-юду» памятник.

     

    Хорошо, когда публично привлекают внимание черниговцев к славному прошлому нашего города. Ещё лучше, когда человек, желая себя выразить, занимается творчеством. В обществе, приверженном принципам демократии, это никому не возбраняется. Лучше уж рисовать Симаргла и говорить о памятнике ему, чем распивать под церковью водку, а потом разбрасывать вокруг пустые бутылки и окурки.

     

    Но мысль, запущенная в народ с лёгкой руки общественных деятелей, совсем не оригинальна. Ведь вылитый из чугуна черниговский зверь уже есть, он присутствует на чугунной ограде, установленной на Валу. И потом, зачем из Симаргла делать фетиш? Больно это смахивает на бесовщину, на полное неприятие наших православных святынь, а, может, это абсолютное непонимание норм христианской морали?!

    Историки сразу вспомнили, что Симаргл (Семаргл) входил в пантеон языческих богов, установленных в Киеве князем Владимиром. Но тогда встаёт вопрос, почему же вдруг языческий символ появился на капителях христианского храма?

    И вот тут поражает непоследовательная позиция некоторых наших историков. Они туманно толкуют, дескать, появился Симаргл на Борисоглебском соборе гораздо позднее. А почему же всё-таки Симаргла прилепили на православный храм, толком пояснить не могут. А ведь ответ на этот вопрос дан ещё осенью 2007 года, когда в нашем городе проходила международная научная конференция, посвящённая 1100-летию первого упоминания Чернигова в летописи. На ней был прочитан ряд докладов, которые касались происхождения черниговской школы зодчества. И в одном из них («Белокаменная резьба Борисоглебского собора в Чернигове и Дмитриевского собора во Владимире как проявление единого культурного пространства») автор Магдалина Гладкая пишет, что изображение зверей и птиц в сложном узорном сплетении является характерным для христианского искусства. «В христианском искусстве XII в. подобный сюжет использовался, с одной стороны, как отвлечённо-декоративный мотив, с другой - как модель, подчёркивающая идею освобождения от хаоса».

    Известный черниговский педагог, профессор кафедры философии и культурологии Черниговского государственного педагогического университета им. Т.Г.Шевченко В.А.Личковах недавно прочитал для общественности города лекцию, в которой раскрыл тему Симаргла как языческого восточнославянского божества. В ней он убедительно объяснил, что являл собою символ мифического зверя в культуре Киевской Руси. И подчеркнул, что возникшая на страницах местной печати полемика о Симаргле имеет положительную сторону, так как привлекает широкий круг черниговцев к познанию истоков духовной культуры наших пращуров, а «незнання не може бути джерелом культури».

    Дискуссия о Симаргле, присоединимся к мнению уважаемого черниговского профессора, несомненно, полезна. Но палка, как известно, о двух концах. И стоит ли горожанам возводить языческого идола в ранг добродетели, своеобразного оберега нашего города? Языческие времена давно уже прошли, а православные живут по христианским нормам нравственности. И это в данном вопросе является самым главным. И как тут не напомнить радетелям Симаргла, что город наш оберегает от бед и напастей святитель Феодосий Черниговский. По глубокому убеждению верующих, именно он отвёл от нашего города Чернобыльскую беду. А представьте-ка на минутку рядом с нашим православным святым звериный оскал, который можно увидеть на слишком уж натуралистическом проекте памятника этому чудовищу. От такого сравнения становится не по себе. Сокровенным смыслом, который вкладывали в этого зверя наши предки, здесь и не пахнет... Мелкотравчатая это затея, сделать Симаргла оберегом Чернигова!

    Есть в нашем городе Аллея Героев. При всём глубоком уважении к личностям, бюсты которых на ней стоят, хочется заметить, что история наша началась не с 1917 года. А почему бы не поставить на этой Аллее памятники нашим черниговским князьям? И почему бы не создать скульптурный ансамбль героям «Слова о полку Игореве» и его неизвестному Автору (не в обиду Новгороду-Северскому)? Ведь в городе нашем родился главный герой «Слова» князь Игорь, и последние годы своей жизни он княжил здесь, да и поэма, вполне вероятно, писалась на черниговской земле. А Буй-Тур Всеволод, брат князя Игоря, тоже герой «Слова», похоронен в Чернигове в недошедшей до наших дней Благовещенской церкви. Как нам кажется, такая инициатива не вызвала бы глубоких разногласий, к тому же такой скульптурный ансамбль привлекал бы к нам в гости ещё больше туристов.

     

     

    Инф.gorod.cn.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ArmEmbassy.com.ua активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Армянские новости в Украине ArmEmbassy.com.ua" обязательна.

    САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

    22 июл, 23:27

    30 окт, 22:04

    25 сен, 21:14

    04 сен, 18:29

    01 сен, 18:33

    24 авг, 10:35

    Армянские новости в Украине
    Электронная почта проекта: info@armembassy.com.ua

    Официальный сайт Посольства Армении в Украине находится по другому адресу
    bigmir)net TOP 100

    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
    © Армянские новости в Украине. Все права защищены.
    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на ArmEmbassy.com.ua обязательна. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.