Украинские эксперты не уверены, что возможные намерения индусов воплотятся в действительность. Проблемы могут возникнуть даже не с финансовым ресурсом, а с получением разрешений. "Вряд ли они смогут пробиться", — полагают некоторые аналитики.
В пятницу, 1 февраля, на официальном сайте украинского Минэкологии и природных ресурсов опубликовали сообщение о встрече главы этого ведомства Олега Проскурякова с топ-менеджером индийской компании Jindal Steel & Power. На встрече, как следует из сообщения, речь шла о "перспективах сотрудничества в сфере исследования, изучения и разработки железорудных месторождений Украины".
Есть что разрабатывать...
Помимо констатации темы переговоров, никаких цифр и показателей в релизе министерства приведено не было. Впрочем, невзирая на то, что промышленная эксплуатация железорудных участков в Украине весьма активно осуществляется рядом горно-металлургических групп (основным игроком здесь выступает "Метинвест" Рината Ахметова и Вадима Новинского), возможности для нового инвестора в этом сегменте отечественной промышленности еще остаются. По различным оценкам середины — конца прошлого десятилетия, среди авторов которых фигурирует и Геологическая служба США, общие/разведанные запасы железной руды в нашей стране составляют от 27 до свыше 30 млрд. тонн с долей в мировом их балансе от 10% до 20%.
Аналитики портала "Рудана" натуральный объем отечественных железорудных запасов трактуют несколько иначе. По их данным, промышленно разрабатываемые залежи этого металлургического сырья в стране достигают 12 млрд. тонн. Но и такого количества оказывается более чем достаточно. За 130 лет промразработки только в Криворожском бассейне, указывается в одной из публикаций "Руданы", физически было изъято лишь порядка 2 млрд. тонн руды.
И это даже с учетом того, что в советские времена добыча железной руды в стране могла превышать и 105-110 млн. тонн в год. Сейчас же мощности по добыче и переработке железорудного сырья в Украине фактически функционируют на своем технологическом максимуме. В прошлом году, по данным Кабмина, в нашей стране было добыто 79,975 млн. тонн этого материала, в позапрошлом — на 480 тыс. тонн меньше.
"Месторождения в стране еще имеются, в том же железорудном бассейне Большого Кривого Рога есть, что разрабатывать, — рассказывает отраслевой эксперт Александр Макаров. — Полтавскому ГОКу (контролируется компанией Ferrexpo Константина Жеваго — Ред.) до сих пор не продлили лицензии на северную группу месторождений. Здесь располагаются потенциально интересные участки, которые сейчас никем не "застолблены". Наконец, при желании индусы могут, например, купить канадскую Black Iron с их лицензиями и уже разведанными месторождениями в Украине".
Последняя из названных компаний как раз проводит презентации своего железорудного бизнес-проекта — в расчете на привлечение инвестора со стороны. В конце осени-2012 в Black Iron сообщали о завершении ТЭО разработки Шимановского месторождения с подсчитанными запасами руды в 345 млн. тонн, предполагаемыми — 469 млн. тонн (при содержании Fe в материале 31,05%). Обоснование предусматривает промышленную эксплуатацию месторождения с годовым объемом выпуска 9,2 млн. тонн продукции при содержании железа в концентрате на уровне 68%. Подсчитанный объем необходимых инвестиций — почти $1,1 млрд., из которых около $650 млн. запроектировано для строительства обогатительной фабрики.
Аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк также указывает на пример с Black Iron, как возможный ориентир для новых железорудных проектов в стране — с рассчитанными инвестициями в разработку Шимановского месторождения на уровне $118 за тонну руды. Данный показатель он считает "немалым", а в качестве наиболее затратного и неудачного по размеру CAPEX-вложений называет бразильское начинание Anglo American на массиве Minas Rio с размером инвестиций в $326 на тонну руды.
История без продолжения?
В министерском пресс-релизе Jindal Steel & Power характеризуется как компания с интересами в сферах металлургии, горнодобывающей промышленности и топливно-энергетическом комплексе. При этом указывается на явно выраженную инвестиционную активность этой бизнес-структуры. Но как раз с инвестиционным направлением деятельности у индийской компании в последнее время явно не складывается.
Летом минувшего года Jindal Steel сообщила в своем пресс-релизе о разрыве с боливийским правительством контракта на разработку местного месторождения El Mutun. Расторгнутое соглашение было подписано в 2007 году и предполагало внесение за три года около $1 млрд. в разработку железорудных залежей и чуть больше этой суммы — в строительство металлургического завода с годовым объемом выплавки стали в 1,7 млн. тонн (общая сумма инвестиций — $2,1 млрд). Индусы, по их версии, оказались недовольны нарушением обязательств боливийской стороны по доставке энергоносителей на проект. Боливийское правительство, в свою очередь, как передавал "Интерфакс", обвинило Jindal Steel в неэффективности мероприятий по разработке El Mutun и уклонении от аудита.
Как бы там ни было, но масштабный инвестпроект по горно-металлургическому направлению у компании на другом конце света не удался. Александр Макаров сомневается, что у нее все выйдет с задуманным и в Украине: "В новых индийских инвесторов на наших (железорудных) просторах я не верю". (Среди "старых" — с 2005 года в стране работает ArcelorMittal индийского магната Лакшми Миттала; его корпорация вместе с "Криворожсталью" приватизировала и входивший в состав этого меткомбината Новокриворожский ГОК. — Ред.)
По словам эксперта, затруднения возникнут даже не в сфере доступа к финансовым ресурсам, необходимым для осуществления проекта, а на этапе получения всей разрешительной документации на работу. "Вряд ли индусы смогут пробиться", — полагает А. Макаров. По его словам, в экологически проблемных регионах местные власти очень неохотно выдают "добро" на строительство очередных "грязных" производств.
При желании, однако, экологические нюансы в нашей стране можно "решить" на чиновничьем уровне. Куда больше потенциальных проблем "светит" новому инвестору при выяснении взаимоотношений с действующими игроками железорудной отрасли Украины. "Еще один конкурент на экспортных рынках при ограниченной логистической инфраструктуре в стране мало кому нужен", — резюмировал один из собеседников "Дела".
Автор:Сергей Кукин
Инф. delo.ua