Она находится в сердце города, и нет в украинской столице человека, который ни разу не видел ее сооружений, или не бывал в каком-нибудь из них. И, тем не менее, Киевская крепость – одна из городских загадок, своеобразный парадокс. Она есть – и ее как бы нет.
В первую очередь, Киевская крепость «незаметна» для нас… из-за своих масштабов. Она столь велика, что ее невозможно охватить взглядом, и ее сооружения раскинулись на обширной территории, вот уже более столетия «съеденной» городскими кварталами. Потому многим киевлянам, не говоря уже о туристах, удивительно слышать о «крепости» применительно к Киеву. Между тем, ее сооружения сохранились более чем на 80%, и некоторые из них отлично известны, в то время как другие скрыты от досужих глаз во дворах, на заводских территориях, и на заросших днепровских склонах. Тут вам весь набор военной инфраструктуры: и пороховые погреба, и арсеналы, и казармы, и укрепления-капониры, и военный госпиталь, и даже свой тюремный острог.
Киевская крепость не имеет никакого отношения к «замку», который зачастую ищут на Замковой горе, поднимающейся в другой части Киева, над Подолом: тот деревянный замок спалили еще победоносные казаки Хмельницкого. От него остался только археологический слой, а вот преемница замка - Киевская крепость XVIII-XIX веков - продолжает существовать. Мало того – Киевская крепость – это самая большая земляная крепость Европы и вторая в мире.
«Да неужели самая большая?» – вправе удивленно спросить скептический «обитатель» бесчисленных офисов, разбросанных по территории былой крепости. Он и не знал, что работает в бывшей секретной военной зоне. Прочитав эти строки, какой-нибудь труженик клавиатуры вдруг оторвется от квартального отчета и лишний раз глянет на стены, его окружающие. Он давно подозревал, что работает почти как заключенный в том самом тюремном остроге, а достучаться до начальства подчас невозможно, ибо оно пребывает в башне. Так и есть – в башне, равно как и сам наш условный клерк. Так что если вы видите вокруг себя мощные кирпичные стены с узкими окнами-бойницами, уважаемый читатель, то вы сидите, к примеру, в Провиантской башне по улице Рыбальской, 22. А если вам надоело работать, и вы решили поразвлечься, зайдя в ресторан «Царское село» возле мемориала Великой Отечественной войны, то вы на самом деле спустились в пороховой погреб Алексеевского укрепления. А если зашли в ночной клуб «Шутерс» - то оказались в былых жандармских казармах Арсенального укрепления. Посетили выставку в Старом Арсенале – оказались на былом главном военном заводе Киева…
В те годы, когда здесь была крепость, вы бы так просто ни в одно их этих мест не попали, ибо были бы арестованы как подозрительная личность еще на подходе к валам и укреплениям. В центре ее находилась Киево-Печерская лавра – сама крепость в крепости, с мощными стенами и оборонными башнями. Вокруг нее и начали в 1706 году возводиться первые укрепления будущего гигантского оборонного комплекса - по чертежам, рисованным лично императором Петром І.
В ХІХ столетии настал черед для строительства второй части крепости – Ново-Печерской. Ее план был утвержден императором Николаем I в марте 1830 года. Автором плана был военный инженер, генерал-лейтенант Карл Опперман. По большому счету, крепость была одной из любимых милитаристских игрушек этого «царя-солдата». Особого стратегического значения она не несла: в то время крепости уже научились обходить, и с военной точки зрения Киев мог быть опасен противнику как средоточие военных гарнизонов, но не как место для решающего сражения. Еще более абсурдность существования такой гигантской крепости стала очевидна после ее постройки: потребовав огромных затрат для строительства и содержания, она буквально пожирала бюджетные деньги, стремительно устаревая как фортификационное сооружение с появлением новых видов оружия и изменением тактики боевых действий.
Скажем сразу – за всю свою двухвековую историю Киевская крепость – и Старая, и Новая – ни разу не участвовала в войне, зато успешно сдерживала городскую застройку. Могучий строительный бум последних десятилетий ХІХ-го и начала ХХ веков дошел сюда лишь в 1897-м, когда она была давно уже крепостью-складом. Тогда город, как спрут, буквально накинулся на некогда отобранную у него военными территорию, и за считанные годы растворил, интегрировал этот обширный район. Былые сооружения крепости оказалась раскиданными среди новой застройки, которую затем еще более изменили советские и нынешние времена. Чего теперь только нет в былых сооружениях крепости – и музеи, и административные упреждения, и рестораны, и все те же офисы... Да и музей, собственно говоря, есть – причем еще с 1927 года. Находятся музейные экспозиции в Госпитальном укреплении, в упомянутых сооружениях Косого капонира.
Источник Информации: http://kontrakty.ua
Автор: Павел Ковалев