"Укрзализныця" расширила гаризонты и теперь производит различную продукцию для железной дороги и пассажиров — от чая и сахара до оконных рам и бронированных дверей.
На прошлой неделе стало известно, что Приднепровская железная дорога выпустит собственную питьевую воду. "Таврійська джерельна" будет продаваться пассажирам поездов и подаваться внутри ж/д учреждений.
Хотя такой шаг в расширении списка товаров и услуг железных дорог может показаться неожиданным, это уже не первый подобный пример в отрасли. По словам заместителя начальника Главного пассажирского управления "Укрзализныци" Андрея Мельничука, все шесть железных дорог ведут хозяйственную деятельность и производят различную продукцию для железной дороги и пассажиров — от чая и сахара до оконных рам и бронированных дверей.
"Водный" пример Приднепровской железной дороге показали одесские железнодорожники. Они уже несколько лет разливают в Херсоне воду "Холодок", а в Котовске, после прошлогодней реконструкции разливочного цеха, наладили выпуск столовой и минеральной воды "Бирзульская" в объеме 3 тыс. бутылок в час. Вода не только идет на столы пассажиров. Обеспечивать железнодорожников бутилированной питьевой водой во время работы на открытом воздухе в жаркое время года требует отдельный пункт коллективного договора железной дороги с профсоюзами.
Кроме воды, одесситы также шьют костюмы и сапоги, производят тротуарную и фасадную плитки, столы, полки и шкафы для дома и даже выращивают саженцы плодовых и декоративных культур.
"Если предприятие может, вложив деньги, заработать их, то почему нет, если это приносит прибыль", — поддержал коммерческую инициативу железнодорожников народный депутат Украины, член парламентского комитета по вопросам транспорта Павел Рябикин.
Расширение бренда, под которым транспортные компании могут предлагать дополнительные товары и услуги, является распространенной мировой практикой. Ярким ее примером служит Transport for London — администрация общественного транспорта британской столицы, под маркой которой выпускаются товары от памятных сувениров до кухонных принадлежностей.
У товаров под брендом "Укрзализныци", теоретически, есть лояльная база потребителей. Услугами УЗ за 9 месяцев этого года, по данным ведомства, уже воспользовалось около 319 млн пассажиров.
Причем большинство из них удовлетворены работой УЗ, о чем свидетельствуют результаты обнародованного в июне исследования Центра им. Разумкова. Качественный доступ к информации о расписании движения поездов и условиях перевозок отметили почти 69% респондентов, удобство системы продажи билетов — 58%, организацию обслуживания пассажиров на вокзалах и станциях — более половины. То есть, настроения потребителей по отношению к УЗ позитивны.
Хотя исследование, которое определило бы, какие качества ассоциируют потребители с брендом УЗ, еще предстоит провести. Ведь, как отмечает управляющий партнер агентства маркетинговых коммуникаций "Кит — маркетинг" Сергей Гайдай, бренд — это понятие не материальное: "Его нельзя увидеть или пощупать. Он находится в сознании потребителя. Это устойчивое мнение о торговой марке. Маркетологи называют его позиционированием. Бренд — это плод работы маркетологов и рекламистов. Например, если вам скажут Mercedes — вы подумаете "престиж", Volvo — "безопасность", BMW — "удовольствие от вождения". Хотя по основным показателям эти машины абсолютно одинаковы".
Однако вопрос и в том, что продукция ж/д предприятий пока даже визуально не маркируется соответствующим образом, поскольку система брендинга в отрасли не разработана.
"Основная функция бренда — узнаваемость и гарантированное соотношение "цена-качество", удовлетворяющее те группы, на которые рассчитан товар или услуга, — говорит Татьяна Мельник, начальник отдела маркетинговых исследований Главного пассажирского управления УЗ. — Потому сегодня перед "Укрзализныцей" стоит задача сформировать фирменный стиль, собственный "брендбук", в котором будет прописано все: цвета форменной одежды и локомотивно-вагонных парков, шрифтов, бланков, звуковые сигналы к сообщениям на вокзалах и многие другие элементы".
Введение единой системы брендинга и его использование при продаже товаров и услуг тесно связано с ожидающимся реформированием УЗ. Напомним, что ребрендинг Российских железных дорог был одним из этапов структурных реформ ж/д отрасли в России, начавшихся в 2003 году.
Разработкой нового визуального стиля РЖД занималось агентство BBDO Branding. Его внедрение проходило в несколько этапов в течение 2007-2010 года. По оценкам экспертов, гонорар агентства за эту работу мог достичь $150 тыс., а вот проект по внедрению нового стиля (включая маркировку поездов, униформы и параллельную рекламную кампанию) мог в целом обойтись РЖД в $150 млн.
"В сфере интересов "РЖД", многопрофильного холдинга, не только железнодорожные перевозки, но и логистика, туризм, строительство, телекоммуникации, медицина и многое другое. Новый корпоративный стиль, по мнению специалистов компании, сможет лучше очертить структуру холдинга. Благодаря удачному ребрендингу в "РЖД" рассчитывают увеличить стоимость и дочерних компаний, что в совокупности повысит капитализацию холдинга", — поясняли в железнодорожной администрации необходимость внимания к брендингу.
Таким образом, если УЗ присмотрится к примерам своих иностранных коллег, то получит возможность расширить источники финансирования — что для ведомства, нуждающегося в обновлении парка и инфраструктуры, окажется весьма кстати.
По материалам: РБК-Украина
Инф. delo.ua