Эксперты утверждают, что по итогам года автопродажи в Украине не достигнут даже показателя 2012 года.
Несмотря на рекордные продажи в августе-2013 (перед введением утилизационного сбора), а также в марте-апреле (перед введением спецпошлин на иномарки), начавшийся в сентябре спад рынка продолжится до конца года. Об этом заявил директор отделения стратегического развития "Атлант-М" Алексей Терещенко.
"Спад рынка продолжится до конца года. По итогам года авторынок не достигнет показателей 2012 года, скорее, окажется ниже на 10%", — отмечает эксперт.
На вопрос Delo.UA, поднялись ли продажи отечественных автосборщиков после сентябрьских нововведений, Терещенко отметил, что по результатам сентября никакого стремительного "рывка" отечественный автопром не совершил.
"Да, прирост продаж собранных в Украине автомобилей есть, но он остается или на среднегодовом уровне, или снижается, — например, продажи Geely, показавшие за первое полугодие рост на 65%, в сентябре выросли всего на 13%", — прокомментировал Терещенко.
Стоит отметить, что по данным Государственной службы статистики, производство легковых автомобилей в Украине в январе-сентябре 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократилось на 45,4% — до 30 тыс. единиц.
Эксперты пока не решаются делать точные прогнозы сколько автомобилей будет продано в октябре. Но можно с уверенностью сказать, что автопродажи существенно упадут. "Никаких радужных прогнозов никто не строит — рынок будет падать в ближайшей перспективе. Все дилеры, и "Атлант-М" в том числе, снижают объемы продаж", — отметил аналитик.
Ранее старший аналитик ИГ "АРТ-Капитал" Алексей Андрейченко прогнозировал, что автопродажи в октябре составят около 14-15 тыс. машин, что на 25% меньше показателя сентября-2013.
Между тем в "Атлант-М" утверждают, что жалобы стран-автопроизодителей иномарок в ВТО на принятые Украиной заградительные меры продолжат поступать. Так, жалоба Японии на введение Украиной спецпошлин на иномарки, по мнению представителя "Атлант-М", приведет к смягчению условий поставок автомобилей в Украину.
"Скорее всего, утилизационный сбор претерпит редакцию и останется, а вот спецпошлины станут как раз разменной монетой в переговорах с внешними рынками", — резюмировал Терещенко.
Напомним, в конце октября-2013 прошлого месяца Кабмин одобрил отмену коэффициентов к ставкам экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств. Это значит, что если доработанные с Министерством доходов и сборов поправки примут в парламенте, то с 1 января 2014 года ставка утилизационного сбора будет единой: для легковых авто она составит 5,5 тыс. грн, гля грузовых — 11,5 тыс. грн. До этого, ставка утилизационного сбора была привязана к объему двигателя легкового автомобиля. Базовая ставка для иномарок составляет 5,5 тыс. грн. Плюс действует коэффициент в зависимости от объема двигателя и возраста авто. Сбор на новые машины с моторами от 1 до 2 л составляет более 7 тыс. грн. За авто с двигателем объемом от 2 до 3 л придется дополнительно заплатить 14 тыс. грн.
Источники, знакомые с ситуацией, утверждают, что после принятия законопроекта об отмене коэффициентов утилизационного сбора, власти инициируют еще одну поправку. Благодаря которой компенсируют отмену увеличительных коэффициентов повышением ставки утилизационного сбора в три раза — с 5,5 до 16,5 тыс. грн для легковых и с 11,5 до 34,5 тыс. грн для грузовых авто.
Инф. delo.ua