Тбилиси рассчитывает, что после саммита Евросоюз-Россия европейские партнеры поспособствуют сближению Грузии с ЕС, предотвратив появление новых осложнений в отношениях с Москвой. По мнению Тбилиси, особую роль в этом вопросе может сыграть Германия. Ставка делается на крепкие связи Берлина с Москвой, а также на то, что в декабре 2013 года на пост министра иностранных дел Германии вернулся Франк-Вальтер Штайнмайер, уже проявивший себя на закавказском направлении, утверждает издание.
«У Штайнмайера уникальный опыт по грузинским делам, он прекрасно знает ситуацию в нашем регионе. Ранее на посту министра иностранных дел Германии (2005-2009 годы) он готовил мирные инициативы по урегулированию конфликтов. К сожалению, война 2008 года не позволила их осуществить, но сейчас его возвращение мы должны использовать эффективно и попытаться реанимировать ряд его прежних предложений», – цитируют «Известия» государственного министра Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили.
Незадолго до войны 2008 года немецкий политик предлагал грузинской и абхазской сторонам, а также тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву свой план урегулирования, названный «планом Штайнмайера», напоминает издание.
Документ подразумевал три ступени – подписание грузинами и абхазами соглашения о неприменении силы одновременно с возвращением грузинских беженцев в Абхазию. На это отводился год. Затем планировалась экономическая реабилитация региона.
Правительство Германии было готово инициировать сбор средств от стран-доноров на эти нужды. Заключительный этап подразумевал определение политического статуса Абхазии. Сейчас она, как и Южная Осетия, признана независимой Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Республикой Науру и Тувалу.
Во время обсуждения плана Штайнмайера бывший президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что «перед лицом непрекращающихся российских провокаций Грузия не откажется от применения силы». Эти слова, а затем и вооруженный конфликт свели усилия германской дипломатии на нет.
«Вполне можно думать о восстановлении этого плана в двух его первых ступенях – о мерах восстановления доверия и международной финансовой помощи, – сказал Паата Закареишвили. – Звезды сейчас благоприятно располагаются для Грузии – Штайнмайер возвращается, ОБСЕ в 2014 году возглавила Швейцария, посредник после войны 2008 года между Россией и Грузией. Теперь важно максимально рационально все это использовать».
Председатель парламентского комитета по внешним связям Тедо Джапаридзе заявил, что Германии как локомотиву Евросоюза не безразлична стабильность на периферии Европы, поскольку ЕС нужен стабильный Кавказ.
«Однако стабильным он не будет, пока Россия не отрегулирует отношения со странами бывшего СССР, – считает Джапаридзе. – Нам всем очень бы помог второй «план Штайнмайера», который был бы ориентирован на поддержание безопасности, стабильности и экономического развития ближнего зарубежья Евросоюза по принципу – «вместе с Россией, а не против нее».
По его словам, к реализации таких предложений можно было бы подключить, например, «Вышеградскую группу», объединяющую Венгрию, Польшу Словакию и Чехию.
«Отношения между Германией и Россией могут послужить инструментом убеждения Москвы в том, что стремление Тбилиси в европейские и евроатлантические структуры не вредит российским интересам», – надеется экс-министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили.
Грузинское правительство зондировало возможности немецкой помощи в урегулировании отношений Тбилиси и Москвы еще в конце 2013 года. Во время визита в Берлин министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе провела переговоры с теперь уже бывшим коллегой Гидо Вестервелле.
В конце лета или начале осени 2014 года Тбилиси рассчитывает подписать парафированное в Литве Соглашение об ассоциации с ЕС.
По материалам Финансовые Известия
Инф. finance.ua