Каждый автолюбитель знает, что такое аккумулятор на авто. Однако, не все знают, что находится внутри. В данной статье будет рассмотрено, как же утроен аккумулятор и из каких материалов изготавливаются аккумуляторные пластины.
Каждая батарея имеет внутри электроды (плюс и минус), которые помещены в водный раствор серной кислоты (электролит). Рабочие параметры аккумулятора зависят от многих факторов, в том числе от состава сплава пластин и от типа электролита (жидкий или загущенный).
Из чего изготавливают пластины для батарей?
Основа всех пластин вне зависимости от типа аккумулятора - свинец. Однако, чистый свинец, который производители батарей использовали в самом начале, к массовому производству источников питания для автомобилей оказался непригоден и повсеместно использоваться не стал. Для получения особой решетчатой структуры и нанесения на пластины активных веществ необходим гораздо более прочный материал. Чтобы получить такой сплав свинец соединили с сурьмой.
Но это имело и некоторый побочный эффект - легирование аккумуляторной решетки сурьмой привело к тому, что гидролиз воды начинается при достижении напряжения 12V. Это значит, что вода в процессе работы испаряется даже при полностью исправном состоянии автомобиля и его бортовой электроники. То есть регулярно нужно восстанавливать потери жидкости и доливать ее в банки. В итоге для поддержания работоспособности вам придется не только использовать устройство зарядки аккумулятора для восстановления емкости, но и проверять состояние и уровень электролита.
Технология производства батарей, конечно же, совершенствовалась. Специалисты во многих странах активно искали решение этой проблемы. Инженеры приложили много усилий, чтобы в итоге создать прочную решетку и минимизировать расход воды. Так, например, специалисты смогли выяснить, что если содержание сурьмы в сплаве сократить или заменить ее другим металлом, то результаты получаются очень хорошими.
Именно основываясь на этих исследованиях, в 50-х годах XX века в США разработали кальциевый свинец, а в Европе – малосурьмянистый свинец (в частности по этой технологии изготавливают аккумулятор boch, Варта и некоторые другие). Обновленная конструкция отличается стойкостью к гидролизу воды даже при напряжении 16V и более. В результате расход воды снизился довольно ощутимо и появилась возможность производства 100% необслуживаемых АКБ, в которые больше не требуется доливать воду.
На рынке и в магазинах сейчас можно купить совершенно любой тип батарей, и со стандартными пластинами из свинца, и малосурьмянистые, и кальциевые, и гибридные (пластины имеют разный состав, как правило, одна с добавлением кальция, другая - малосурьмянистая.