Рубен Гюльмисарян рассуждает о проблемах сферы образования в Армении.
Когда на рубеже 1990-ых годов разваливали республику – культуру, промышленность, градостроительство, да все сферы жизни – процесс этот не мог не коснуться образования. Помнится, тогда напыщенные дяди, которых распирало от собственной, невесть откуда свалившейся значимости, важно шевеля щеками, обещали в кратчайшие сроки выстроить совершенно новую, деидеологизированную, современную систему образования.
В результате имеем то, что имеем. Четверть века слома "отжившей" системы, беспрестанных реформ (правильнее будет назвать – бесплодных, а порой и откровенно опасных метаний), сокращение и увеличение продолжительности среднего образования, прочие, как правило – алогичные, если не вредные телодвижения.
Постепенно уходит поколение, которое может научить детей чему-то, кроме того, чтобы заполнять тесты, которые сами зачастую составлены неграмотно и не имеют правильного ответа. Скоро наши дети и внуки столкнутся со страшной перспективой – их придут учить те, кто искренне считает Мовсеса Хоренаци первым армянским космонавтом, а площадь Республики в Ереване — плодом архитектурного гения Нарека Саркисяна.
В этих условиях Mинобрнауки не позавидуешь. Оно сейчас предпринимает попытку так называемой "оптимизации" – это когда в школах не хватает учеников и, скажем, две школы объединяются в одну. Выглядит на первый взгляд здраво, если, конечно, не вдаваться в подробности насчет того, почему в школах не стало учеников, когда три десятилетия назад класс обычной средней ереванской школы насчитывал под пять десятков учеников, и это считалось обычным явлением. Но это вопрос другой, более глобальный.
Министр образования Левон Мкртчян заявил на прошлой неделе, что сокращения в результате объединения школ коснутся в основном административного и учебно-вспомогательного персонала, учителей же (их якобы не больше пары десятков человек) попытаются трудоустроить. Правда, попытаться – не означает выполнить задачу, но все же. По словам министра, в стране к 1 сентября будут объединены 14 школ.
В этой связи в Армении заговорили о массовых увольнениях учителей в возрасте около 60 лет и старше. Министр отреагировал: "Закон должен быть соблюден. Наш предел – это 65 лет. Если есть такое, пусть обращаются ко мне. Мы попытаемся предложить нашим учителям пенсионного возраста поработать в районах республики, где очень много вакантных мест. Причем необязательно, чтобы это было далекое место. Например, на расстоянии в 15, 20, 30 километрах от города Ванадзор мы не можем найти учителя. Вот здесь можно помочь пенсионерам".
Раньше, помнится, в сельские школы отправляли выпускников вузов, по распределению. А что – дело молодое, на подъем молодежь легка, глядишь – втянутся, обживутся, и в этом был смысл. А теперь министерство намерено ссылать – и не подберешь иного слова – пожилых людей в деревенские школы, чтобы они, городские жители, начинали втягиваться в сельский быт на седьмом десятке лет. Самый подходящий возраст для того, чтобы научиться возделывать поля и держать скот.
Понятно, что никто из тех, кому скоро уходить на заслуженный отдых, в село на склоне лет не поедет. Ну ведь и правда, нельзя же насильно отправить ереванского педагога в село. Такие уж у нас педагоги капризные – не хотят ездить дважды в день по 15 км в транспорте, ходящем по произвольному расписанию. А тем более, не хотят учиться доить коров и отвыкать за гумном от раздельных санузлов.
И еще одно: министр образования и науки Левон Мкртчян сказал, что освободившиеся в результате оптимизации здания и территории школ будут использованы исключительно в научно-образовательных целях. Хорошо бы, конечно, только вот в самом центре столицы находилась знаменитая некогда школа имени Мравяна. Помнится, были официальные обещания отдать здание школы, после ее расформирования, под учебное заведение то ли системы МВД, то ли Mинобороны. Что именно расположилось в здании бывшей школы, думается, известно всем. Где гарантия, что кто-то не положил уже глаз на лакомый кусочек в виде опустевшей школы, а этот кусочек ведь может достаться, фактически, задарма.
Теперь о старшей школе. "Мы так и не смогли подвести черту между базовым образованием и программой средних школ, которая не должна повторять базовую программу. Если ученик хочет стать трактористом – школа должна дать ему эти знания, готовить к жизни. Если, допустим, он любит историю, то пусть выбирает именно тот период, который ему больше по душе. Пусть он сам изучает и исследует его", — несколько дней назад сказал министр Мкртчян.
По его словам, старшая школа скоро будет полностью разгружена: общее изучение предметов закончится в 11 классе, а в 12 дети будут заниматься лишь практической деятельностью, проходя подготовку в определенном направлении. Тоже хорошо, вроде бы. Но лишь один факт перечеркивает эти намерения на корню: ни для кого, включая само министерство, не секрет, что в Армении широко распространена практика непосещения учащимися старшей школы уроков. Родители платят деньги, чтобы их дети могли без последствий не ходить в школу, освобождая, таким образом, время для репетиторов.
Говорит это явление об одном – родители не доверяют государственной школе, и с этим в одночасье ничего не сделать. Ломать – не строить, сломав же – придется прикладывать десятикратные усилия для восстановления.
Мкртчян объявил, что к 15 сентября будет готова программа развития образования до 2030 года, с целостной концепцией и четкими целями и задачами. И тут мы плавно подходим к проблемам образования высшего, требующие отдельного рассмотрения. Возникает вопрос: кто будет реализовывать "целостную концепцию с четкими целями и задачами" на местах? Те, кто, получив неполноценное образование за 10-12 лет в школе, потом не менее неполноценно учился в отечественных вузах? Ведь тоже не секрет, что из армянского вуза (с платного отделения) невозможно быть отчисленным за прогулы и неуспеваемость – числишься, пока платишь деньги. Да, есть грызущие гранит науки, но их единицы, и вряд ли образованную и талантливую молодежь можно заманить в школы с их безнадежными зарплатами и полным отсутствием карьерных перспектив.
Система образования Армении, что и говорить, в реформах нуждается, как в свежем воздухе.
ru.armeniasputnik.am