Грядущий запрет якобы обусловлен заботой о населении, но почему-то статистическими данными эта забота не подкрепляется.
Общественность Армении знала о планах Минтранса запретить ввоз и эксплуатацию "правых рулей" задолго до официального анонса. Сначала пошли слухи, потом к их обсуждению подключились разнородные эксперты, и только затем власти объявили официально — будем запрещать. Ожидается, что решение вступит в силу 1 апреля следующего года.
Этот запрет, как и обычно, мотивировался заботой о гражданах, на этот раз дорожной: мол, машины с правым рулем опасны. Имеет смысл привести дословную цитату пресс-службы Минтранса по этой теме.
"В стране действует правостороннее движение, и эксплуатация праворульных транспортных средств представляет угрозу из-за ограничения видимости при начале движения или изменении его направления, перестроении, обгоне и иных маневрах", — уверены в ведомстве.
Где были эти угрозы на протяжении последних 25 лет, когда праворульные машины беспрепятственно ввозились в страну, в Минтрансе умалчивают. Ведомство также предпочитает не оглашать какие-то внятные статистические данные, которые указывали бы на разумность и осмысленность грядущего запрета.
Однако, как говорится, если гора не идет к Магомету, то Магомет пойдет к горе. В нашем случае — если молчит Минтранс, "проколется" полиция.
По свежим статистическим данным, на дорогах Армении с января по ноябрь 2017 года произошла 3 241 авария, из которых 309 — с участием праворульных машин, сообщил пресс-секретарь полиции Армении Эдгар Джаноян.
Согласно полицейской статистике, в результате дорожно-транспортных происшествий за указанный период 255 человек погибли, 4 774 человека получили ранения. Отдельная статистика по праворульным машинам — в этих 309 ДТП погибли 16 человек, пострадали 490.
Откуда у полиции Армении статистика по количеству праворульных машин в Армении — неизвестно, расположение руля не фиксируют ни на таможне, ни при регистрации в дорожной полиции. Кроме того, значительное количество машин с правым рулем, импортированных в Армению, в кустарных условиях переделываются в леворульные, статистики по этим модификациям тоже нет.
Таким образом, непонятно, откуда у полиции вообще эта информация. Общее количество автомобилей, стоящих на учете в дорожной полиции Армении, тоже неизвестно — эти сведения составляют гостайну.
Тем не менее, в марте 2016 года армянские СМИ распространили статистику автостраховщиков. Из открытых источников можно почерпнуть интересующую нас информацию: итак, в Армении насчитывается свыше 435 тысяч машин, заключивших договора ОСАГО.
Если взять эту цифру за основу и сравнить ее с данными, предоставленными Эдгаром Джанояном, получим, что праворульные машины составляют 7,36% от общего числа автомобилей, зарегистрированных в Армении. При этом за указанные 11 месяцев 2017 года их процентное участие в ДТП составило 9,53%. Если бы вероятность попасть в ДТП за правым и левым рулем была одинаковой, количество аварий с участием "праворуких" равнялось бы числу праворульных автомобилей.
Исходя из этих расчетов, можно сделать вывод, что вероятность попасть в ДТП за рулем праворульного автомобиля всего на 4% с небольшим выше, чем за "левым рулем" — это умещается в рамки статистической погрешности 3-5%.
Впрочем, эти данные не учитывают количественный показатель фактической эксплуатации автомобилей — машина может иметь полис ОСАГО, но простаивать в гараже или быть в технически неудовлетворительном состоянии. Причин прекращения эксплуатации машин множество, а разница в "коэффициенте дтп-шности" между левым и правым рулем мизерная.
Если расчеты верны, а статистика полная, логика "запретим из-за опасности правого руля" слабо выдерживает критику. Точнее, не выдерживает вообще. Поэтому не удивительно, что на едином портале правовой информации, где размещен проект решения, подавляющее большинство граждан проголосовали против, а в социальных сетях это "против" подтверждается отнюдь не самыми лицеприятными эпитетами в адрес авторов проекта.
Проект решения, по всей видимости, будет принят, несмотря на неприятие общественности и отсутствие реальных доказательств полезности запрета. Очевидно, инициаторы запрета преследуют совершенно иные цели, нежели заявленные. Какие — неизвестно. Но до апреля 2018 года еще есть время — возможно, удастся понять, кто в реальности проталкивает непопулярное решение и зачем это ему понадобилось.
ru.armeniasputnik.am