Ющенко подводит положительный итог своего первого года пребывания у власти. Глава украинского государства назвал первый год своего президентства успешным и в перспективе наметил дальнейшее сближение с Западной Европой. Тем временем в Киеве наблюдается противостояние политических институтов и хаос в правовой системе
Как же на самом деле обстоят дела на Украине? Если послушать президента Ющенко, то в стране все не так уж плохо. В своем телевизионном обращении по случаю годовщины своего прихода к власти глава государства подвел в общем и целом положительный итог и сказал, что народ может наконец гордиться своей страной. Украина стала значительно ближе к Европе, в борьбе против коррупции и бедности были достигнуты первые успехи, пенсии и зарплаты стали выше, чем когда-либо, а СМИ стали теперь свободными. Вступление в ЕС остается стратегической целью страны.
Парализованная политика
При всей симпатии к идеалам "оранжевой революции", этот баланс очень приукрашен. Первый год правления Ющенко ознаменовался хаотичной политикой правительства и ожесточенной борьбой за власть; явной неспособностью найти компромисс, с одной стороны, и готовностью идти на бессмысленные компромиссы там, где об этом не может быть и речи, – с другой; разочаровывающей ицей в правовой системе и порой парализующей нерешительностью президента. Тщеславные распри между премьер-министром Юлией Тимошенко и главой совета безопасности Порошенко в течение многих месяцев препятствовали приватизации. Все это происходило на фоне сворачивающейся экономики, темпы роста которой сократились с 12 до 2,4% и от которой воодушевившиеся поначалу западные инвесторы вскоре разочарованно отвернулись. То, что государство подняло зарплаты и пенсии, – это не "достижение", как утверждает Ющенко, а результат безответственной, способствующей росту инфляции социальной политики, цель которой, как без особых усилий можно заметить, заключается в том, чтобы задобрить население перед выборами в конце марта. Глава государства решительно защищал недавно подписанное с "Газпромом" соглашение о цене на газ. На примере этого конфликта весь мир должен убедиться, что Украина в состоянии защитить свои интересы, сказал он.
Парализующий правовой конфликт
Дальнейшие рассуждения и высказывания президента, на лице которого все еще видны последствия отравления диоксином, прозвучавшие перед его обращением и после него, показывают, насколько Украина еще далека от демократических норм и принципов правового государства. Глава государства не признает отставку кабинета премьер-министра Еханурова и начинает говорить о том, что это противоречит конституции, что уже само по себе выглядит гротескно, так как соответствующий орган, Конституционный суд, не может рассмотреть этот вопрос на заседании из-за недостатка кворума. Ющенко считает, что отставка правительства незаконна, поскольку по конституции вотум недоверия может вынести либо президент, либо 150 депутатов. Этого не было, сказал Ющенко в выходные. В парламенте смеются над этим чисто формальным возражением, так как решение по поводу отставки правительства было принято 250 голосами.
Сомнительным является также высказывание Ющенко о том, что он недоволен внесенными в конституцию изменениями, решение о которых было принято во время "оранжевой революции" в декабре 2004 года, и хочет провести по этому поводу референдум. Эти изменения были сделаны президентом Кучмой при условии, что он пойдет на уступки в ходе беспорядков "оранжевой революции", и 6 декабря 2004 года за круглым столом при посредничестве главы польского государства Александра Квасьневского, президента Литвы Адамкуса и координатора ЕС по вопросам внешнеполитических отношений Соланы они были приняты. Теперь 1 января 2006 года они вступили в силу, и в результате президент лишается большой части своих полномочий. Так, теперь право назначать премьер-министра и формировать правительство переходит к законодательной власти.
В 2004 году Ющенко и в первую очередь Тимошенко сначала очень активно протестовали против этих изменений, однако в конце концов прогрессивные силы сдались. Когда Ющенко жалуется, что конституционная реформа была принята без обсуждения в парламенте и без плебисцита, возможно, это имеет под собой основания. Однако остается неприятное чувство, хорошо знакомое украинцам: политические соглашения мало чего стоят в этой стране. Ющенко – незапятнанный, иногда смело ведущий себя политик, который заслуживает внимания Западной Европы. Однако иногда он способствует тому, что об Украине думают как о стране, в которой ни на что нельзя положиться, в той же степени, что и его антидемократические противники.
Инф. Inopressa