28 февраля дочери Иосифа Сталина, Светлане Аллилуевой исполняется 80 лет (она родилась в 1926). Единственная дочь вождя советской державы она давно покинула родину, и ает в изгнании. Аллилуева ведет крайне замкнутый образ жизни, и о ней практически ничего не известно. Только однажды она позволила себе расслабиться и вспомнить прошлое. Это случилось летом далекого 1963 года, под Москвой в поселке Жуковка, где она залпом, за тридцать пять дней написала книгу мемуаров «20 писем к другу».
Пожалуй, это одна из лучших эпистолярных книг ХХ века, что говорит о несомненной одаренности дочери Сталина.
Основной лейтмотив ее жизни - узнавание правды.
А центральная проблема - отношение между отцом и матерью, между властью и вольностью.
Светлана была напрочь отрезана от правдивой информации. Даже от самой элементарной. Как величайшую тайну, ей поведал старший брат Василий: «А знаешь, наш отец раньше был грузином». Ей было 6 лет, и она не понимала, что значит быть грузином, и брат пояснил: «грузины ходили в черкесках и резали всех кинжалами».
Смерть матери Светлана пережила как страшный удар, но о том, что мать покончила с собой, узнала только много лет спустя, уже в годы войны, когда, тренируясь в изучении английского языка, вдруг наткнулась в иностранном журнале на статью об отце, откуда с ужасом прочитала, что «жена Сталина Надежда Аллилуева покончила с собой в ночь на 9 ноября 1932 года».
Светлана кинулась к няне, и та подтвердила: это правда.
Самоубийство жены стало потрясением для Сталина.
Оно было подано Надеждой как демонстративный политический жест, как протест против сталинской политики узурпации власти и одновременно против его грубости в быту. Захватив власть над партией и страной, Сталин постепенно стал терять контроль над собой и дома. Уже ничто не могло остановить его властолюбия, и жена первой поняла, чем это грозит идеалам пролетарской революции. Надежда – если говорить в терминах того времени, - была троцкистской. Кстати, Светлана тоже почувствовала это страшное нарастание власти в руках отца и навсегда запомнила тот роковой миг, когда ей стало ясно - отец стал хозяином ины земного шара. В тот вечер, Сталин вернулся с работы за полночь, и когда служанка принесла ему в тарелке вареную курицу, вдруг осатанел: опять кура, крикнул он и, схватив курицу за ногу, в бешенстве выкинул тушку в раскрытое окно. Напуганная ка услышала, как курица шмякнулась об асфальт рядом с часовым (дело происходило в Кремле, на кремлевской квартире вождя) и вдруг поняла, что отныне отцу перечить нельзя.
Единственной защитой от отцовской тирании стала любимая няня.
Оставшись вдовцом, Сталин не знал, как воспитывать дочь, и проблемы ее роста стали для него постоянной головной болью. Ему все время казалось, что она вырастет ткой. Голые коленки Светланы, затем первые признаки превращения ки в женщину приводили Сталина в гнев, страх и растерянность. Не мог же он ликвидировать дочь, которую любил животной ью та. Ему приходилось искать компромиссы. Длина юбок Светланы превратилась в пытку. Он приносил портнихе свои рубашки и приказывал сшить из них ночнушки для дочери. А когда пионерка прислала ему из пионерлагеря фотокарточку, где была сфотографирована в юбочке чуть выше колен, генсек перечеркнул снимок красным карандашом, написал на обороте жирно: тка! И самолетом отправил снимок обратно, чем перепугал весь пионерлагерь.
Отец отказал дочери в детстве, и считал ее маленьким ым.
Светлана была изведена этим решением отца, и долгое время смирялась с диктатом, до тех пор, пока - пишет она, - не узнала о самоубийстве матери. Тут впервые дочь решилась подумать, что иногда в редчайших случаях, но все-таки, порой, отец, может быть, чуточку неправ, и сомнение тут же превратилось в бунт.
По сути, Сталин впервые встретился с развенчанием культа личности Сталина в собственном доме. Бунт Светланы, которая пошла характером в папочку естественно принял апокалипсические формы. Она влюбилась в еврея кинодраматурга Алексея Каплера, и Сталину стоило титанических усилий обуздать свой гнев, чтобы не расстрелять негодяя, а всего лишь посадить его в лагерь. За первым бунтом последовал второй, третий, четвертый. С точки зрения Сталина его опасения сбылись: Светлана стала ой женщиной.
Смерть тирана разрубила гордиев узел.
А гибель СССР началась с бегства дочери Сталина за границу.
В 1963 году получив впервые в жизни разрешение, выехать в Индию, к своему жениху, Светлана Аллилуева, оказавшись за рубежом, сразу заявила о своем желании получить политическое убежище. Это сенсация потрясла тогдашний мир не меньше, чем космический полет Юрия Гагарина.
С тех пор прошло больше 50 лет, ее давно простили, в Грузии ей были обещаны золотые горы, в Москве ее ждали царские почести и апартаменты, достойные королевы партии. Ни-за-что!
Что ж, дочь Сталина показала сталинский характер.
Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев
Инф. РИА Новости