На 15 марта намечено подписание Генерального соглашения между правительством, Федерацией профсоюзов Украины и Федерацией работодателей Украины. В Генеральном соглашении на 2006-2009 гг. будут определены основные параметры взаиморасчетов наемных работников, их работодателей и государства. Именно поэтому председатель ФПУ Александр Юркин считает, что Генсоглашение важнее для страны, нежели даже предстоящие парламентские выборы.
Обычно Генеральное соглашение подписывается раз в год или в два. Подписание этого документа всегда оказывалось болезненным процессом, поскольку каждая из сторон вынуждена была идти на какие-то дополнительные уступки (профсоюзы уступали по льготам и тарифам, а правительство и работодатели брали дополнительные обязательства о повышении размера зарплат.— Авт.).
Не просто шла подготовка к подписанию Генсоглашения и в этом году. Переговорный процесс серьезно затянулся из-за того, что правительственная сторона игнорировала требования профсоюзов. А именно — требование о поэтапном повышении питочного минимума до 734 грн. вместо определенных правительством 483 грн., а также о доведении до этой суммы минимальной зарплаты в стране. Кроме того, профсоюзы настаивали на ликвидации долгов по зарплате и переходе ко второму этапу введения единой тарифной сетки оплаты труда бюджетников. Представители правительственной рабочей комиссии во главе с вице-премьер-министром по гуманитарным вопросам Вячеславом Кириленко с позицией профсоюзов не соглашались, ссылаясь на отсутствие средств.
Тогда терпение профсоюзов иссякло, и представитель ФПУ Александр Юркин пообещал объявить всеукраинскую забастовку. Однако в работе всеукраинской профсоюзной конференции, которая должна была принять решение о забастовке, приняли участие представители Кабмина во главе с премьер-министром Украины Юрием Ехануровым. После многочисленных споров профсоюзам и правительству все же удалось достичь компромисса. Юрий Ехануров пообещал пересмотреть набор продуктов, составляющих питочный минимум для работоспособных граждан, погасить до 1 мая задолженность по зарплате на госпредприятиях на 50%, а до конца года — на 100%. Премьер также сообщил, что по итогам первого полугодия будет рассмотрена возможность перехода ко второму этапу введения единой тарифной сетки оплаты труда бюджетников.
Г-н Юркин эти обязательства правительства расценил как успех профсоюзов. «В треугольнике «профсоюзы-президент-премьер» противоречий сегодня нет, однако я не исключаю, что на других этажах власти мы встретим жесткое противодействие»,— говорит председатель ФПУ, однако не уточняет, кто именно может его оказать.
Напомним, что министр социальной политики и труда Иван Сахань критически смотрит на любое повышение как питочного минимума, так и минимальной зарплаты. В интервью «ЭИ» он заявил: «Повышать питочный минимум без серьезных финансовых расчетов нельзя. Ведь минимальные пенсии выплачиваются сейчас на уровне питочного минимума. Если мы прогнозируем повышение размера питочного минимума хотя бы на 10 гривень, то на выплату пенсий 13,4 миллиона украинских пенсионеров ежемесячно потребуется дополнительно 134 млн. грн., за год эта сумма составит 1,5 млрд. грн. А ведь говорим мы только о 10 гривнях повышения, которое для пенсионера будет, возможно, не таким уж ощутимым!». (См. «ЭИ» № 339.)
Очевидно одно — финансовый вопрос в этой дискуссии наиболее острый. В случае принятия Кабмином и Федерацией работодателей предложений профсоюзов, потребуется увеличить расходы бюджета на 21,7 млрд. грн. Однако, по предварительным подсчетам профсоюзов, значительная часть этих денег будет возвращена в бюджет через налоги, за счет роста покупательной способности населения и общего оживления экономики. «Если исходить из расчета 734 грн., в бюджете должно быть дополнительно заложено 21,7 млрд. грн. Но ведь при этом налоговые поступления составят 15 млрд. грн., оживится рынок, снимутся вопросы дотации к пенсиям — будут сэкономлены 17,5 млрд. грн. за счет экономии бюджетных расходов на покрытие дефицита пенсионного фонда и предоставление субсидий»,— утверждает Александр Юркин.
Таким образом, вопрос о всеукраинской забастовке был снят с повестки дня. И все же председатель ФПУ утверждает, что любое нарушение достигнутых договоренностей сделает стачку вероятной. «Однако организующая роль ФПУ и других профобъединений не даст протесту разворачиваться бесконтрольно»,— обещает профсоюзный лидер.
В ходе трудового спора профсоюзы неоднократно подчеркивали свою аполитичность. «Среди наших ов есть люди разных политических симпатий, но профсоюзы в целом не оказывают поддержку ни одной из партийных сил,— рассказывает г-н Юркин.— Я считаю, что и лидер ФПУ не должен быть ом политической партии».
Ольга ТЫМКИВ
Газета «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»