Бюджетный дефицит в 2006 году власть обещает покрыть за счет приватизации
До 1 июля новый парламент должен утвердить переданный ему в понедельник правительством проект бюджетной резолюции на 2007 г. Он занимает пять страниц и содержит всего-навсего две цифры. Кроме бюджетного дефицита в 2% ВВП, документом предусмотрен размер минимальной заработной платы — не менее 450 грн. на конец года.
Зато по документу щедро рассыпаны общие фразы. К примеру, он предусматривает «оптимизацию всех видов государственной поддержки агропромышленного комплекса, приведение системы субсидирования и поддержки сельского хозяйства товаропроизводителей в соответствие с нормами ВТО и ЕС». О нормах, суммах и объемах не сказано ни слова. Как и не пояснено, что именно подразумевали авторы, предлагая «усовершенствовать» упрощенную систему налогообложения. Отсутствует определенность и в регламентации межбюджетных отношений: непонятно, какие полномочия делегируются местным властям, и как это все будет финансироваться.
Правда, есть и вполне четкая мысль — о дефиците бюджета. Вопрос о его финансировании решился в пользу главного автора проекта Виктора Пинзеника. Напомним, в прошлый четверг, после того как Кабмин одобрил разработанный Минфином проект бюджетной резолюции, именно этот пункт оставался спорным. Г-н Пинзеник рекомендовал в 2007 г. рассчитывать на приватизационные деньги, так как финансирование дефицита за счет заимствований, по его словам, приведет к повышению государственного долга.
Директор департамента экономической стратегии Министерства экономики Вадим Пищейко крайне негативно отнесся к этому пункту резолюции, отметив, что приватизация является невозобновляемым источником дохода. «Мы продолжаем проедать,— констатировал он в интервью «Эі». — Нужно за счет чего-то формировать накопительный фонд. Страны Восточной Европы сформировали его за счет приватизации. А у нас все идет на социальные расходы». Директор института приватизации Владимир Рябченко не согласен с г-ном Пищейко. Мол, в том, что правительство отдало предпочтение приватизации, нет ничего страшного. Однако важно, чтобы оно правильно выстроило ее стратегию в 2007 г.
Экс-секретарь СНБОУ Анатолий Кинах также обеспокоен превращением Украины в «страну потребления»: «Второй год подряд 52% доходов госбюджета направляются на социальные выплаты. Нельзя допустить, чтобы средства от продажи стратегических предприятий были направлены на потребление. Я думаю, в парламенте мы подкорректируем этот вопрос».
В десятом пункте резолюции правительство обязуется обеспечить прозрачную приватизацию, продавая активы на открытых аукционах. А вырученные деньги инвестировать в энергосбережение и развитие. Еще одним приоритетом в документе является «расширение базы и выравнивание условий налогообложения за счет отмены льгот». Зато правительство намерено добиться введения налога на имущество и недвижимость.
Директор департамента экономической стратегии Минэкономики с сожалением отмечает, что замечания Минэкономики к тексту Минфина учтены лишь частично. По оценке чиновника, отсутствие конкретных цифр и объемов — главный недостаток документа. А единственную конкретную сумму — размер минимальной заработной платы — конкретизировать в тексте бюджетной резолюции, по мнению г-на Пищейко, как раз и не стоило бы. «Я бы, скорее, фиксировал привязку к питочному минимуму или уровню инфляции»,— говорит он. Кроме того, как отмечает собеседник «Эі», если правительство хочет уйти от «ручного» бюджетообразования, в бюджетной резолюции надо было бы установить рамки, в которых и должен «строиться» бюджет.
Автор: Светлана КРЮКОВА, "Экономические известия"