Объемы печати фотографий в столице за первое полугодие 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшились примерно на 20%. Таков неутешительный вывод участников рынка фотоуслуг. Всему виной, по их мнению, увеличение в Киеве количества обладателей цифровых фотоаппаратов, которые далеко не всегда выводят изображения на бумагу.
Люди не хотят фото
Еще год-два назад специалисты пророчили если не полное вытеснение пленки цифрой, шагающей по рынку победной поступью, то, во всяком случае, ее абсолютное доминирование. Эти прогнозы в полной мере оправдались. Если ранее в столице доля цифровой печати в общем количестве напечатанных фотографий не превышала 15%, то сейчас, по мнению директора сети магазинов «Фокус» Игоря Кименичного, она выросла до 70%. Но всеобщий прогресс сыграл злую шутку с участниками рынка фотоуслуг. Количество обладателей фототехники, желающих вывести изображение на бумагу, заметно упало. «Раньше человек не знал, насколько удачным вышел кадр. Чтобы увидеть изображение, он был вынужден проявить пленку и напечатать фотографии. С цифровым фотоаппаратом снимок можно увидеть сразу, причем не только на фотоаппарате, но и на мониторе компьютера, экране телевизора и т. п. То есть нет никакой необходимости, как было ранее, печатать фотографии», — говорит г-н Кименичный. Солидарен с ним и руководитель розничной сети фотомагазинов ZOOM Виталий Пасичный. «Имея цифровой фотоаппарат, люди предпочитают просматривать сделанные снимки у себя дома на компьютерах. А чтобы показать фото друзьям или коллегам, есть различные возможности — от интернета до записи изображения на диск с последующим его просмотром на экране телевизора с помощью DVD-плеера», — говорит он.
В результате участники рынка констатируют общий спад печати фотографий. По словам директора салона «Фотоленд+» Дмитрия Полищука, если сравнивать апрель, считающийся межсезоньем, с соответствующим периодом прошлого года, то в количественном выражении рынок, оцениваемый приблизительно в 2 млн фотографий в месяц, уменьшился на 20%. Игорь Кименичный оценивает снижение емкости рынка за последний год в натуральном выражении в 15%. Правда, в денежном выражении этот показатель несколько меньше — около 9–10%, поскольку цифровая печать, заменяющая постепенно пленочную, несколько дое.
Демпинг
Падение объемов печати фотографий — не единственная проблема оков рынка. Головной боли им добавляют высокая конция и демпинг, из-за чего цены на услуги печати из года в год существенно падают. Если в 2004 г. стоимость одного отпечатка размером 10х15 см с цифрового носителя составляла 1,2–1,8 грн., а с пленки в фирменных магазинах Fuji film, Kodak, Konica или Agfa — в пределах 0,7–1,2 грн., то за последние два года цены упали почти вдвое. Сейчас, по словам Виталия Пасичного, средняя стоимость цифровой фотографии по Киеву составляет 1 грн., а самые минимальные, акционные цены — 0,75 грн. Фото же с пленки можно напечатать за 0,6 грн. за кадр, хотя на рынке «Петровка» те же услуги предлагают вообще за 0,35–0,40 грн. «Вся проблема в частных предпринимателях, которые, не имея своих мощностей, набирают для печати фото и печатают их в оптовых центрах. Будучи не в состоянии подсчитать себестоимость своих услуг, они валят рынок, закладывая в них только затраты на печать и не учитывая накладных расходов», — поясняет г-н Пасичный. К тому же, как отмечает Игорь Кименичный, рентабельность самих фотолабораторий постоянно снижается, что связано с ростом арендной платы и зарплаты персонала. А на фоне падения объемов печати такая ситуация ставит многие компании на грань выживания. «За последний год в Киеве закрылось порядка 30% лабораторий (год назад, по оценкам экспертов, их насчитывалось около 200. — «ДС»). В скором времени закроется еще несколько. Оставшиеся поделят между собой клиентов, и рынок на какое-то время стабилизируется, избавившись от чрезмерной конции и перенасыщенности», — уверен г-н Кименичный. Виталий Пасичный прогнозирует: пока киевский рынок завален низкими ценами и высокой концией, крупные инвестиции в него идти не будут. Если же его инвестиционная привлекательность изменится, компании смогут вкладывать средства, но не в создание традиционных фотолабораторий, как было ранее, а в строительство сетей цифровых фотокиосков самообслуживания, где клиенты смогут самостоятельно распечатать фотографии, не прибегая к услугам профессионалов. И на Западе, и в Москве они уже довольно широко распространены, а у нас только начали появляться. «Главным сдерживающим фактором является высокая себестоимость одного отпечатка в фотокиоске, из-за которой цена фотографии составляет более 2 грн. Поэтому развитие этого сегмента рынка фотоуслуг будет напрямую зависеть от темпов снижения стоимости расходных материалов», — считает Игорь Кименичный.
Нестор Маслюк, «Деловая столица»