Во вторник главной темой зарубежных СМИ стала ликвидация на Кавказе лидера чеченских террористов Шамиля Басаева.
Немецкая Suddeutsche Zeitung называет спецоперацию ФСБ "Обманчивым триумфом на Кавказе" и пишет о том, что смерть Басаева – это лучшая новость года для многих россиян. Они радуются смерти того, кто радовался смерти заложников, пишет газета.
Новость, постушая с Кавказа, даст россиянам ощущение большей безопасности, но именно в этом и таится подвох. Хотя Басаев и был врагом номер один, но он не был единственным врагом. Северный Кавказ не успокоится и после смерти Басаева. Россия показала, что может убивать террористов. То, что она может также победить терроризм, ей еще нужно доказать, считает издание.
The Financial Times озаглавила свою статью "Триумф Путина накануне саммита" и считает, что президент России, готовясь в эти выходные в качестве хозяина принимать в Санкт-Петербурге мировых лидеров, не мог и надеяться на более удачную рекламу, чем смерть безжалостного террориста, который считался российским "Усамой бен Ладеном".
Смерть Басаева – самый большой успех российских спецслужб с 1996 года, когда президент Чечни Джохар Дудаев, впервые объявивший о независимости от России, был убит радиоуправляемой ракетой.
Удача ФСБ позволит Путину заявить о существенном прогрессе на пути к восстановлению порядка в беспокойной республике после проведения президентских выборов в 2004 году и парламентских выборов в 2005 году, в результате которых было установлено пророссийское руководство.
Смерть Басаева может подорвать силы террористов в Чечне. Меньше месяца прошло с убийства Абдул-Халима Сайдулаева, лидера боевиков или "президента Ичкерии", а со дня смерти его более умеренного предшественника Аслана Масхадова – 16 месяцев, напоминает газета.
Французская Le Figaro также пишет об удаче Путина накануне саммита G8 в Петербурге. Смерть Басаева является для Кремля тем же, чем месяц назад стала для Белого дома смерть Абу Мусаба аз-Заркави. С одной существенной поправкой: хотя север Кавказа остается в значительной степени нестабильным, Россия может гордиться тем, что она практически покончила с чеченским мятежом, в то время как США не удается предотвратить сползание Ирака к гражданской войне, отмечает газета.
Итальянская La Repubblica публикует интервью с Анной Политковской, которую называет лучшим экспертом по Чечне. Политковская согласна с тем, что ликвидация Басаева накануне саммита G8 – это личная победа Путина.
Однако Политковская считает, что Басаева надо было брать живым. "Я продолжаю утверждать, что Басаева следовало арестовать и предать суду, в том числе и за то зло, которое он причинил чеченцам. Но пока доказательств его смерти нет: вполне вероятно, что через шесть месяцев он вновь появится, как это случалось с бен Ладеном", – считает Политковская.
Она считает, что война на Кавказе не закончится после смерти Шамиля Басаева. "Умер глава террористов, но на Кавказе уже выросло поколение, которое не представляет жизни без войны. И потом, не решен принципиальный вопрос: давление Кремля, чтобы заставить людей жить по русским традициям, презрение русских по отношению к кавказцам. Это можно сравнить с убийством аз-Заркави: он мертв, но борьба продолжается", – сказала Политковская.
The Washington Post в свою очередь считает, что смерть Басаева вряд ли остановит боевиков. Как Басаев преуспевал много лет после того, как российская мина оторвала ему ногу, так и чеченские мятежники продолжают борьбу, несмотря на потерю многих харизматичных и коварных лидеров, пишет газета.
Главный результат смерти Басаева будет финансовым. У него были связи за границей, и, по-видимому, он ал ключевую роль в получении средств на вооружение и содержание мятежников. Однако нарастающая жестокость терактов Басаева, в особенности захват в 2004 году школы в Беслане, где в результате погибло более 330 человек, подорвало сочувствие к боевикам за рубежом; фотографии, сделанные в Беслане, перевешивали все аргументы в пользу недовольства чеченцев Россией, отмечает газета.
Frankfurter Rundschau также считает, что до мира на Кавказе все еще далеко. Чеченские сепаратисты лишились своего харизаматичного командира и способного организатора. Организованные Басаевым террористические акты, такие, как одновременный взрыв двух пассажирских самолетов летом 2004 года и последовавший за этим захват заложников в школе Беслана отвратительны, и их ничем нельзя оправдать. Но не в лучшем свете выглядит и та "грязная война", которую ведут в Чечне российские спецслужбы, армия и чеченские убойные бригады, утверждает газета.
Не только в Чечне, но и на всем Северном Кавказе ежегодно насильственной смертью погибают сотни людей, о которых, в отличие от детей Беслана, в газетах не пишут. Террористы ослаблены – но это еще не их конец. Кремль может праздновать ликвидацию Басаева как свою победу. Однако после смерти врага государства номер один стране все еще далеко до мира, считает немецкая газета.
Газета Frankfurter Allgemeine цитирует слова "министра иностранных дел" правительства непризнанной Чеченской республики Ичкерия Ахмеда Закаева. Он считает, что смерть Шамиля Басаева не приведет к ослаблению сил сепаратистов.
По мнению Закаева, который с конца 2002 года живет в Лондоне, Россия испокон веков старается поставить Чечню на колени. Несмотря на то, что за все это время было убито множество людей, национальная идея все еще жива в умах чеченского народа. По словам Закаева, спокойствие настанет в Чечне лишь тогда, когда Россия признает за чеченцами право на самоопределение. Тем самым устранится сама причина для противостояния. Закаев опровергает информацию о том, что российская армия добилась за последнее время значительных успехов в борьбе против сепаратистов. По его мнению, устранение российскими спецслужбами Аслана Масхадова, избранного в 1997 году президентом Ичкерии, а затем и ликвидацию его преемника Абдул-Халима Сайдулаева можно считать "случайностью", пишет издание.
Закаев подчеркнул, что правительство непризнанной Чеченской республики никогда не заявляло о своей солидарности с действиями и "методами" Басаева. Преступления, о своей причастности к которым заявил Басаев, дискредитировали "чеченское сопротивление". Басаев вредил чеченцам, сказал Закаев.
Corriere della Sera взяла интервью у Андрея Бабицкого, который, в свою очередь, брал интервью у Басаева в 2005 году. Тогда Кремль поднял скандал, потому что в России иметь контакты с террористами, пусть даже в журналистских целях, не допустимо по закону, пишет газета.
По мнению журналиста, смерть Басаева – большая потеря для террористов на Кавказе. "Потому что Басаев был талантливым командиром, он мог ставить задачи и потом, он всегда брал ответственность за теракты на себя. Многие другие боятся делать это. Достаточно сложно сегодня, в условиях подполья, подготовить такого лидера, как он. Сегодня Чечня находится, можно сказать, под контролем", – сказал Бабицкий.
"Как только в селе появляется новый человек, о нем сразу же докладывают; приобрести оружие или продукты питания становится для боевиков крайне сложной задачей. Они все больше слабеют", – рассказал журналист.
Бабицкий также отметил огромную популярность Рамзана Кадырова в Чечне. "Ему удается сделать то, что никому, русскому или чеченцу, до него раньше не удавалось. Восстановление продвигается вперед ускоренными темпами, и народ не задумывается над тем, какими методами он действует, ворует или берет взятки", – сказал журналист.
При этом он остоен в прогнозах о том, насколько долго Кадырову удастся гарантировать стабильность в Чечне. "Еще неизвестно, сколько он ет. Лишь его личная охрана обеспечивает его невредимость. Те, кто поклялся его убить, ждут лишь подходящего момента", – сказал Бабицкий.
Обзор прессы, Inopressa