Приход
Партия регионов выдержала проверку демократией. Из олигархического и достаточно узкого регионального клана ПР превратилась в партию, которая достаточно эффективно овладела парламентскими и непарламентскими методами политической борьбы. Длительное время ПР со всеми ее кадровыми, организационными, медийными и, в конце концов, финансовыми ресурсами была лишь механизмом для достижения определенных целей для серых кардиналов разного пошиба — от Л.Кучмы до В.Медведчука. Донецкие, которые привыкли агрессивно и иногда не по общепринятым в Европе правилам вести свой бизнес, долгое время мирились с мыслью о том, что они остаются грубой силой, которой валят режимы и отдельных политиков. Но уже давно пришли времена, когда всеми активами СКМ, ИСД распоряжаются люди с гарвардским образованием, привыкшие быть первыми во всех сферах — бизнесе, спорте, политике. Партия регионов также пережила период «окультуривания»: ее уже нельзя назвать партией одного региона, ее представители вынуждены выучить украинский язык и цивилизованно проводить встречи с избирателями; для них поддержание позитивного общественного мнения уже давно перестало быть неприятной обязанностью; активисты ПР достаточно профессионально говорят о правах человека, а иностранные представительства с удовольствием общаются с лидерами этой партии.
При всем этом ПР — это политический организм, которому не нужно объяснять, что такое партийная дисциплина и ответственность.
В 2004 году была первая попытка донецких «взять» власть в Украине. При этом методы, используемые этой политической силой, были такими же агрессивными и самонадеянными, как и ведение ею бизнеса в конце 90-х. Еще в канун первого тура выборов авторитетные представители донецкой элиты могли себе позволить высказывание в адрес слегка сибаритствующих днепропетровских самонадеянных фраз типа: «Вы хозяйничали здесь 30 лет, теперь пришло наше время».
Прошло немного времени - и мы видим другое лицо партии — разветвленные и вполне реальные региональные ячейки (по всей Украине), известные лидеры и мощные сопутствующие структуры, значительные организационные, финансовые и медийные ресурсы. Эта партия сегодня объективно является самой мощной и наиболее подготовленной для ведения политической борьбы всеми методами. Еще до недавнего времени политологи уверенно утверждали, что для Партии регионов пребывание в оппозиции станет политической смертью — не пройдут испытания остью. Сегодня все мы являемся свидетелями того, насколько молниеносную стратегию и тактику поведения избрали «регионалы» во время процесса формирования коалиции и выборов руководства парламента. Такое стратегическое мышление стало неожиданностью не только для политических обозревателей, но и для оппонентов ПР. Растерянные выражения лиц лидеров оранжевой коалиции (Тимошенко, Порошенко, Безсмертного) свидетельствуют, что они даже не просчитывали такого сценария развития ситуации.
ПР и власть
Летом 2006 года Партия регионов, помня о своих ошибках в прошлом, добыла в борьбе власть, выстроив целостную стратегию политической борьбы, учтя все возможные нюансы. Тогда как другие субъекты политической борьбы лишь имитировали борьбу за власть, ПР смогла взять ответственность за риск и откровенно захватила власть. Действительно, события в парламенте во время выборов руководства очень напоминают государственный переворот. В случае, если эти события будут определенным образом легитимизированы, этот термин исчезнет из обихода политиков, политологов и журналистов. Мы будем говорить, что ПР проявила стратегическую дальновидность и добыла в борьбе полноту власти. Именно так произошло осенью 2004-го и зимой 2005 года во время событий, которые немного позже назовут Оранжевой революцией.
Заслуживает уважения и метод обращения «регионалов» с властью. Они не нуждаются во всей полноте власти. И это было понятно даже тогда, когда сразу после выборов лидеры бело-голубых говорили о стремлении единоличного формирования правительства и делении руководящих должностей в парламенте. Еще весной было очевидным стремление лидеров ПР разделить ответственность и должности с возможными союзниками. При этом предложения были открыты для всех. И уже в настоящий момент, во время формирования Антикризисной коалиции, «Регионы» продемонстрировали тактическую выдержку, найдя общий язык с лидерами социалистов и коммунистов, удачно сыграв на их амбициях.
Более того, во время обсуждения создания широкой коалиции при участии отдельных представителей НУ вполне возможна ситуация, когда ПР может пожертвовать и должностью Премьера, обеспечив себе другие, не менее реальные рычаги влияния на развитие ситуации в стране. Такая позиция в переговорах — позиция сильного ока, уверенного (и уже не самонадеянного) в своих силах. ПР очевидно работает сегодня на глобальную перспективу. А так не работает ни одна из политических групп сегодня — подавляющее большинство пытается решить мелкие тактические вопросы, не обременяя себя стратегическими глобальными разработками.
Кадровый резерв
Еще один момент, который свидетельствует о политической зрелости Партии регионов, — это большая скамейка запасных. Сегодня складывается такая ситуация, что именно ПР может продемонстрировать возможность взять всю полноту власти в стране единовременно по разным вертикалям. Кадровый потенциал этой партии не ограничивается фракцией в парламенте. При необходимости она очевидно сможет мобилизировать значительное количество управленцев в разных секторах экономики. Вместо этого другие субъекты политической жизни по большей части оперируют уже известной колодой, представленной в парламенте.
Сегодня ПР может вполне самостоятельно сформировать Кабинет Министров.
ПР имеет несколько кандидатур на должность Премьер-министра — Виктор Янукович, Николай Азаров. Целая плеяда молодых политиков может занять должности вице-премьеров и министров экономического блока — Андрей Клюев, Василий Горбаль, Евгений Кушнарев и другие; государственные управленцы, которые имеют значительный опыт руководства важными и непростыми административными интересами, — Евгений Кушнарев, Борис Колесников, Борис Дейч, Виктор Тихонов и др.; известные юристы — Валерий Бондык, адвокат Елена Лукаш.
При этом среди «регионалов» есть люди, которые адекватно себя зарекомендовали в разных направлениях деятельности, — как управленцы, финансисты, политики, журналисты. Например, Василий Горбаль, галичанин по происхождению, имеет значительный опыт управления и банковской структурой, и парламентским подкомитетом, и зарекомендовал себя как парламентской боец, отстаивая согласованную позицию фракции и партии как на трибуне в споре с оппонентами, так и в кулуарах. Он один из немногих, кто впервые в отечественной практике развернул интеллектуальную дискуссию со своими оппонентами на страницах СМИ относительно роли власти и оппозиции. И это было в то время, когда ПР переживала самые сложные времена заживления политических ран после поражения на президентских выборах. Кстати, следует отметить, что тогда, когда В.Янукович лечился в Москве, В.Коновалюк демонстративно перешел в Трудовую Украину, другие соратники бывшего кандидата в Президенты Януковича начали искать благосклонности Тимошенко, именно галицкие «регионалы» (Тарас Черновил, Анна Герман, Василий Горбаль) стали активными спикерами Партии регионов, тем самым начав разрушать миф о «донецкости» ПР.
Проблемы партии
Вместе с тем, у партии, как и у любого общественного организма, развивающегося в соответствии с определенными демократическими традициями, есть свои проблемы. То, что иногда называют болезнью роста. В частности, как пережиток прошлого, сохранилось деление депутатов и отдельных активистов по принципу свой-чужой — или донецкий - не донецкий. Этот подход, очевидно, сегодня уже не является настолько принципиальным, как до 2004 года, но совсем его не учитывать нельзя. Вполне очевидным является объединение депутатов-регионалов не донецкого происхождения вокруг ряда политических лидеров. И они очевидно будут пытаться ать отдельную роль и при переговорах с оранжевыми, и во время формирования единой стратегии развития партии.
Также ПР пострадала от тех же симптомов, что и оранжевые в свое время. Сегодня достаточно активно прослеживается попытка лидеров партии пересмотреть персональную роль каждого из ее активистов во время «оранжевого путча».
Тем не менее, сегодня именно ПР ведет переговоры с пропрезидентскими силами с позиции силы. Это означает одно — сегодня они победители. Пока что…
P.S. Этим материалом начинается серия статей Агентства о победителях парламентских выборов, их позитивах, недостатках и потенциале. Следующее исследование будет посвящено СПУ.
Валерий Кучерук, Агентство моделирования ситуаций (для «proUA»)