Показатели украинской промышленности в течение последних полтора года в представлении их Министерством промышленной политики Украины свидетельствуют о преимущественном росте. Именно так они были поданы журналистам на состоявшейся 25 июля в Киеве итоговой пресс-конференции с участием и.о.министра промполитики Владимира Шандры. Но обойти сложные вопросы, с которыми обратились к гостю представители масс-медиа, не удалось. И оказалось, что острейшей все-таки является проблема энергоресурсов и скорейшего перехода предприятий металлургии и других отраслей на энергосберегающие технологии. Нерешенными остались вопросы достройки КГОКОРа, приватизации ряда государственных пакетов акций, усовершенствования законодательной базы для работы промышленности.
После своеобразной презентации положительной части деятельности предприятий, подконтрольных ведомству, Влдаимиру Шандре пришлось сказать и о том, являются ли приведенные им показатели эффективными на фоне затрат энергоресурсов.
«За 2005 г. украинской металлургией было использовано 9,5 из 35 млрд. куб.м. газа, в целом употребленных в Украине, - сообщил и.о. министра. - Из них 3 млрд. куб.м. – в доменном производстве. В то же время в Европе и мире в таком производстве газ вообще не используется. Если цена на газ будет такая, как сейчас, и выше, вся промышленность вынуждена будет перейти на использование или коксового газа, или угля, или альтернативные виды топлива. И такое количество газа мы сможем экономить».
В 2005 г. при выплавке стали использовалось более 5 млрд. куб.м. газа. Если перейти на конверторное производство и на непрерывный разлив стали, то мы сможем также экономить более 2 млрд. куб.м. «В этом случае – «чистая» экономия, - сказал В. Шандра. - Если в доменном производстве затраты необходимо будет компенсировать другими видами топлива, то тут чистая экономия».
Что касается химической промышленности, то, по словам министра, на многих предприятиях отрасли коэффициент потребления примерно 1,5 (среднеевропейский коэффициент в перерасчете на единицу продукции – 1 или 0,95). Для переходя на более экономные технологии на один агрегат в нашей химпромышленности необходимо около 20 млн. долл.
Машиностроение же за 2005 г. употребило 1,7 млрд. куб. м. газа. Такое количество потребления, по мнению министра, не является показательным. «Больше использовано на обогревы. Чтобы добиться экономии потребления газа, здесь могут сработать известные стандартные технологии, которые учтут наличие высоких помещений, где есть окна, двери», - уверен и.о. министра.
Что касается возможного дефицита газа, то украинское ведомство, по сообщению его руководителя, «плотно работает с Минтопливэнерго» и, по всем прогнозам, такого дефицита не будет. «Мы прекрасно понимаем, что цена на газ будет возрастать и всем металлургам и химикам придется понять: если конечная продукция продается по рыночным ценам, то и газ будет стоить и приобретаться по рыночным ценам. Но парламент и правительство, весь промышленный сектор, безусловно, должны сейчас поработать над тем, чтобы была отсрочка или детерминизация ввода рыночных цен. То есть, чтобы наша промышленность могла перестроиться не в авральном порядке, а в плановом. Поэтому для нас действительно было непонятно и весьма критично, когда цены менялись вдруг – в течение недели. Ведь для России цена на газ не является вопросом себестоимости, а вопросом прибылей и сверхприбылей», - сказал В. Шандра
Отвечая на вопросы UGMK, в частности, о подходах ведомства к дальнейшей приватизации предприятий, В. Шандра ответил, что политика министерства в этом вопросе однозначна: государство должно остаться только в монопольных системах. К примеру, в газотранспортной системе, «Энергоатоме», возможно, еще «Укразалізниці» и т.п. Речь не идет о том, чтобы это было «на все века», но на сегодня «общество еще не созрело» приватизировать эти холдинги. В этом же ракурсе стоит говорить и о ВПК. Все остальные предприятия, по мнению министра, необходимо передать в частные руки. «Если там будет частный инвестор и хозяин, то он будет работать. Государство только может контролировать, влиять, создавать условия для частного бизнеса».
Если учитывать то, что у Минпромополитики 26 отраслей, то в отраслях металлургии, автомобилестроения предприятия, в основном, уже приватизированы. В прошлом году было подано на приватизацию перечень, в котором представлено еще более 120 предприятий. Сам Владимир Шандра считает себя последовательным сторонником приватизации Одесского припортового завода. «Ведь понятно, что если цена на газ будет возрастать, то от этого зависит стоимость этого предприятия. Если бы мы продавали его прошлой осенью, то продать можно было за намного более высокую цену, чем осенью нынешнего года или еще позже».
Но что касается Одесского припортового, то продать его не получилось по некоторой «иной» причине. «Нюанс», по словам В. Шандры, был в том, что «Укртрансаммиак» является государственной транспортной системой аммиакопровода, которая не подлежит приватизации. Она и должна остаться государственной. А перевалочная база – в пределах припортового завода. В тот период от имени министерства говорилось, чтобы передать эту базу «Укратрансаммиаку» - как государственной компании для того, чтобы государство могло контролировать перегрузку.
С целью содействия приватизированным предприятиям и вообще бизнесу в Украине надлежит поменять ряд законов, которые уже тормозят работу. По данным министра, ведомство инициировало принятие 15 законов и много нормативных актов.
В частности, требут существенного обновления законы об акционерных обществах, об аренде. Их надо было бы «переписать» с целью введения положений на защиту прав миноритарных акционеров. Есть факты из сферы финансов, которые свидетельствуют об огромном потенциале. Скажем, в течение пяти месяцев нынешнего года на депозитных счетах украинских банков находилось более 130 млрд. грн. при процентной ставке 11-15%. «Если бы хотя бы 50% этих средств дать в экономику под реальные проценты (5-6%), то это был бы огромный приток инвестиций и огромный подъем! Но кому же может быть интересно менять 15% на 5% да еще при существующем большом риске в промышленности?! Ни один инвестор на это не пойдет. А выплаты дивидендов на уровне 15% мало кто из предприятий может. Потому, считаю, что это неправильная финансовая политика государства, которую необходимо менять», - считает В. Шандра.
По оценке министра, «неплохим» получился закон об автомобильном транспорте, который также разрабатывался при участии Минпромполитики. Результаты действия этого закона видны уже сейчас. Не случайно Украина вошла в десятку стран, которые больше всего закупает новый автотранспорт. «У нас есть немало граждан, которые желают купить дешевый автомобиль и отказывать им никто не имеет права только ради того, чтобы поддержать отечественного производителя. Тут и должен быть найден компромисс. Министр считает, что такой компромисс был найден.
Относительно поддержки судостроительной отрасли, то В. Шандра сообщил только сравнительные данные о загрузке украинских производств – от 46% в 2004 г. до 69% в 2005 г. Но больше на этом вопросе останавливаться он не стал…
Говоря о технопарках, и. о. министра промполитики признал, что эта тема была несправедливо забыта. В них можно бы видеть полигон для испытания новых технологий, эффективности инвестиций. Минпромполитики поддерживал законопроект, касающийся технопарков. Но больше чем-то министру похвастаться в этом плане было нечем. Правда, был инициирован вопрос создания венчурной компании. Цель ее в привлечении приватного капитала с учетом того, что такой системы, как инновационный фонд, уже не будет. Частные средства в Украине уже есть, их можно было бы направить в интересные проекты. В Минпромполитки уже работает межведомственный Комитет по высоким технологиям, который уже рассмотрел ряд проектов. К его работе привлечены представители ряда учреждений, в том числе и Академия наук Украины. По некоторым готовым проектам сами разработчики готовы вложить 30% средств, а 70% - реально привлечь со стороны частных инвесторов. Каких конкретных тем касаются такие проекты, министр не сообщил.
Важно же то, что на государственном уровне уже рассматривается вопрос о создании венчурного фонда, по поводу которого есть даже поручение президента страны. Хорошо бы, чтобы их было десятки с разной «тематикой».
Тарас Колиснык, UGMK