Нынешняя власть, вернее, пропрезидентская ее часть хочет войти в историю нетривиальным способом — кардинально изменив календарь государственных праздников.
Население в легком шоке. Минюст у инициирует «праздничную» реформу, бесстрашно разрушая самые закостенелые народные стереотипы и беря на себя неблагодарную роль идеолога нового времени. Еще весной этого года тогдашний министр юстиции Сер Головатый выступил с инициативой коренным образом сменить привычный календарь праздников и представил на суд общественности проект закона «О государственных праздниках». Перемены относительно нынешнего праздничного календаря были разительными. К числу государственных отнесены были только старые и новые праздники, связанные исключительно с вехами в истории становления государственной независимости и национальной идентичности. В частности, предлагается оставить праздничными и нерабочими днями День Конституции Украины (по случаю принятия Конституции Украины 28 июня) и День Независимости (по случаю провозглашения Акта о государственной независимости Украины 24 августа). Кроме того, рекомендуется официально «канонизировать» день проведения общенационального референдума 1991 года, на котором украинцы единодушно высказались «за» собственное самостоятельное государство. То есть 1 декабря будет праздноваться как День национального единства. Также предлагается считать праздниками 22 января — День Соборности Украины, 9 марта — Шевченковский день, 9 мая — День Победы в Великой Отечественной войне и 16 июля — День провозглашения государственного суверенитета Украины. Иными словами, набор получается такой себе ура-патриотичный. Зато проект закона умалчивает о таких привычных и любимых всеми праздниках, как Новый год (1 января), Пасха (переходящий), дество Христово (7 января), Троица (переходящий), Международный женский день (8 марта) и День солидарности трудящихся (1 и 2 мая).
Дальше начинается самое сложное. В законопроекте сказано лишь, что организацией празднования указанных новых дат должен заниматься специальный оргкомитет при Кабинете министров и делать это за бюджетные средства. В то же время в документе умалчивается, будут ли все из перечисленных дат выходными днями или, к примеру, останутся ли выходными Новый год, 8 Марта, традиционные религиозные праздники. Ведь сейчас согласно Кодексу законов о труде выходными являются лишь 9 мая, День Конституции и День Независимости. А в проекте Минюста отмечается, что «действие закона не распространяется на отношения, связанные с отмечанием профессиональных, религиозных праздников, памятных дат, юбилеев предприятий, учреждений и организаций и юбилеев и чествования памяти выдающихся людей Украины».
Минюст уже не первый год пытается упорядочить систему государственных праздников, и пока безуспешно. Описанный выше законопроект сразу же натолкнулся на общественное негодование и бурю критики. После долгого обсуждения Головатый провел совещание в министерстве, на котором рекомендовалось внести в существующий законопроект о государственных праздниках определение религиозных праздников и праздничных дней. Правда, за сложными коалиционными интригами этой весны и лета все как-то подзабыли об этом документе, а затем политическая ситуация и вовсе изменилась, и вполне можно было бы ожидать отмены таких инициатив. Но новый министр юстиции Роман Зварич (который, кстати, все еще не уверен в том, насколько долго проработает в Кабмине) вновь достал на суд людской нашумевший законопроект и остается только догадываться, зачем это было сделано. Вице-премьер по социальным и гуманитарным вопросам Дмитрий Табачник сразу же поспешил заявить, что Кабинет министров не будет заниматься обсуждением проекта закона «О государственных праздниках», представленного Минюстом. Чего и следовало ожидать — ведь новое правительство является носителем совершенно иной идеологии, чем предыдущее, и скорее склонно поддерживать традиционный постсоветско-новоукраинский уклад празднований, чем пытаться ломать устоявшиеся ценности и формировать новые. И не понятно, является ли шумиха вокруг «праздничного» законопроекта всего лишь попыткой столкнуть лбами оранжевых и синих министров или серьезной заявкой на ответственное формирование идеологии нового времени?
Леся Падалка, «CN-Столичные новости»