На прошлой неделе в парламентский комитет по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства поступило рекордное количество законопроектов, касающихся закона «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства». Внести изменения в него пожелало 12 народных депутатов. Такое внимание к этому закону – свидетельство того, что законодатели жаждут устранить ставшие очевидными правовые изъяны. Увы, ни в одном законопроекте не оказалось предложений, которые бы затронули ключевые положения, мешающие нормальной работе многих предприятий.
Ксения Ляпина, одна из создателей действующего закона, тоже подала свой вариант законопроекта. В нем, в частности, предлагается свести к минимуму ситуации, когда на торгах выступают один - два участника. Кроме того, автор уделяет особое внимание активизации специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам координации закупок товаров, работ и услуг. В числе его функций будет разработка нормативно-правовых актов относительно системы государственных закупок, проведения учета закупок, участие в экономическом обосновании отдельных статей расходов Государственного бюджета; согласования иной, чем открытые торги, процедуры закупки, рассмотрение жалоб, представленных участниками к моменту заключения договора, разъяснения о порядке применения законодательства Украины о закупках и пр.
Несмотря на критические оценки положений действующего закона со стороны специалистов Мирового банка и отечественного Минэкономики относительно включения Верховной Рады в перечень контролирующих органов, К. Ляпина по-прежнему настаивает на «осуществлении парламентского и общественного контроля за расходованием государственных средств».
В этом законопроекте, как и в действующем законе, остается неизменной сумма закупок товаров, требуемая для проведения тендеров, - 30 тыс. грн.. Но именно из-за нее многие руководители государственных предприятий забили тревогу, поскольку считают ее заниженной и необоснованной. Правда, здесь уже предлагается увеличить стоимость работ, выставляемых на тендер, – до 300 тыс. грн.
Действие этого закона предлагается не распространять на случаи, если предметом закупки будут водо-, тепло- и энергоснабжение, водоотвод и обслуживание канализационных систем; почтовые услуги, услуги электросвязи (за исключением мобильной связи и Интернет-услуг); телекоммуникационные услуги относительно ретрансляции радио- и телесигналов; услуги по перевозкам железнодоным транспорто, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников в государственных профессионально- технических учебных заведениях. подготовка кадров высшими учебными заведениями.
Цель другого законопроекта, автором которого стал народный депутат Николай Одайнык, - уточнить процедурные вопросы по рассмотрению жалоб на решения, действия заказчиков торгов. Только и всего!
Его коллега Виталий Корж в своих изменениях предлагает точнее определить порядок присвоения информационных кодов по госзакупкам, которые надлежит публиковать в соответствующих СМИ. Кроме того, он предлагает усовершенствовать порядок оценки альтернативных тендерных предложений участников торов. Им же предложено поднять и уровень стоимости запланированной закупки. Но в законопроекте такой важный момент отображен исключительно декларативно – конкретной минимальной суммы стоимости закупки автор не предлагает вообще. Это как бы пожелание к норме закона, а не сама норма.
Народный депутат Игорь Кальниченко считает необходимым усилить контроль за выполнением решений Специальной контрольной комиссии по вопросам государственных закупок при Счетной палате Украины, и с этой целью проводить… проверки проверок. По его дословному выражению, - «путем проведения неплановых проверок Государственной контрольно-ревизионной службой Украины плановых и неплановых проверок». По какой методике возможны такие действия и какова их эффективность, - сказать сложно. В законопроекте относительно этого не находим ничего. Кроме того, с целью предотвращения проявлений коррупции и формирования эффективной контной среды предлагается расширить объем информации, которая подлежит обязательному обнародованию с помощью информационных систем в сети Интернет. В частности, заказчик должен обнародовать информацию о составе тендерного комитета. По его мнению, контроль за формированием состава самих тендерных комитетов со стороны заказчиков тоже должен быть усилен.
Автор также предлагает дать заказчику право на включение в тендерную документацию пункта, по которому он мог бы в одностороннем порядке изменить объем предусмотренных договором работ, услуг не более чем на пять процентов от общего объема. При этом заказчик по согласованию с исполнителем вправе изменить цену контракта пропорционально объему указанных дополнительных или работ, услуг.
Юрий Чмыр в своем законопроекте предполагает исключить обязательное обнародование годового плана закупок. Кроме того, в законопроекте предусмотрено выведение из-под действия закона закупку студенческих билетов, документов об образовании и об услугах по авиаперевозках незаконных мантов. В нем также предлагается усовершенствование порядка заключения договоров, изменений к срокам направления акцепта, сообщений о результатах.
По законопроекту, автором которого является Сер Осыка, изменить процедуру запроса ценовых предложений (котировок), порядок опубликования объявлений о проведении двухступенчатых торгов. Поскольку на практике нередко случается так, что поставщиком товаров, работ или услуг может быть один производитель, то автор предлагает оптимизировать процедуру закупки у одного участника.
Пожалуй, только народный депутат Олег Лукашук предлагает разграничить государственные функции по осуществлению надзора, государственного контроля и координации в сфере государственных закупок. Но уменьшить перечень контролирующих органов при этом не предлагается. Он считает необходимым дополнить закон нормами, которые конкретизируют поведение процедуры закупок при торгах с ограниченным участием.
Интересные дополнения к закону в части нераспространения действия закона предлагает Николай Сокырко – действительно, незачем применять все строгости и процедуры, если речь идет о товарах, которые закупаются для дальнейшей перепродажи с целью торговой деятельности, в том числе на комиссионных началах, или закупки для обеспечения гастрольной деятельности творческих коллективов и исполнителей. К своему перечню автор отнес и закупки услуг по обслуживанию и аварийному ремонту транспортных средств и перевозок, предоставляемых за пределами Украины, в том числе услуги терминалов и диспетчерских служб.
Опыт уже не раз показывал: чем сложнее законодательный акт, тем больше его нарушений. Причиной этому – разность прочтения и толкования его норм. Постушие в виде законопроектов предложения об изменениях вызывают опасения, что с очередной редакцией закона о госзакупках работать будет еще сложнее. Они большей частью коснулись процедур и почти не затронули ключевых положений действующего закона, которые в течение трех месяцев создавали неоправданные барьеры для многих предприятий с разной долей государственной собственности. Добиваясь строгости процедур, законодатели предполагают, что усиливают концию между участниками. В определенной степени это так. Но в иных случаях действие таких норм обернется только потерями.
В то же время пока не поступало ни одного предложения об увеличении минимальной стоимости закупок, изменений тех положений, которые касаются «уравненных» бюджетных и заработанных предприятиями средств, об определении статуса тендерного органа, которому надлежит заниматься многими вопросами, связанными с торгами, об информационных ресурсах, с помощью которых должны быть обеспечена прозрачность проведения открытых конкурсов. Последние, как высказывались оппоненты, и сейчас предоставляют свои услуги на кабальных для участников условиях, когда используются не фиксированные платы за публикации, а «накрученные» в зависимости от стоимости закупки. Как говорится, бить бы следовало по коню, а не по оглоблям. Учитывая активность, с которой депутаты нового созыва взялись за изменения этого закона как первоочередного, остается надеяться, что такие предложения в парламент еще поступят. После принятия изменений это будет уже девятая редакция закона в течение последних семи лет.
Не случайно внесение изменений в закон "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства" стало и предметом обсуждения, состоявшемся 11 сентября с участием Председателя Верховной Рады Александра Мороза. По его словам, «применение закона подтвердило несовершенство закона в новой редакции. Актуальность такого решения подтверждает тот факт, что уже от нескольких субъектов законодательной инициативы поступило 25 проектов Закона «О внесении изменений в Закон "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства». «Это важно, потому что речь идет о регламентации, регулировании закупок объемом больше 120 млрд.грн. И это живое дело для экономики, бюджета, ведомств, которые являются распорядителями бюджетных средств, для государственных предприятий, где доля государства - более 50%», - отметил А. Мороз. Спикер также сообщил, что на этом заседании было принято решение о создании рабочей группы, которая до 1 октября не только подготовит новый законопроект, но и проработает таким образом, чтобы Верховна Рада согласилась с ним.
Тарас Колиснык, ugmk