Александр Ефремов говорит, что правительство Юрия Еханурова проводило беспрецедентные махинации на газовом рынке страны, что в результате и привело к банкротству «Нафтогаза Украины»....
– Большинство луганских СМИ утверждают, что вы снова можете возглавить обладминистрацию.
– Некоторое время я не был в области и, вернувшись домой, был предельно удивлен тем, что прочитал в СМИ о себе. Мне кажется, некоторым журналистам уже надоел информационный жанр, и они стали писать художественные романы. Нет никаких решений о возврате Ефремова на должность губернатора Луганщины. Мне многие задавали этот же вопрос и даже просили вернуться. Но я объясняю всем, что работа в Киеве на благо Луганщины сегодня важнее. В области есть достаточно много подготовленных руководителей.
– Правда ли то, что депутаты намерены на первую сессию вынести вопрос о назначении луганского губернатора?
Депутаты, безусловно, ены таким отношением к области со стороны президента, но я думаю, назначение губернатора Луганской области состоится в ближайшее время.
– Какие вопросы, касающиеся ситуации в области, вы сейчас решаете в Киеве?
– К сожалению, мы потеряли два года — 2005-й и 2006-й. Я знаю, в каком состоянии и с какими перспективами мы оставляли область, когда наша команда уходила из власти после президентских выборов-2004. И я вижу, что происходит сегодня. Многое из того, что было заложено, шло накатом и требовало только продвижения, сегодня практически остановлено. Первоочередной задачей является формирование бюджета на следующий год. Если бюджет будет сформирован правильно, то многие вопросы удастся решить.
– Какие из них наиболее актуальны?
– Проблема водообеспечения. Все знают, что водное хозяйство области в катастрофическом положении. При правительстве Януковича эту проблему начали решать. Была принята программа на 500 млн. грн., было запланировано на 2005 год выделение первых 75 млн. грн. на ее реализацию. Но наступил 2005 год, новое руководство области отложило эту программу в сторону, и ситуация в водном хозяйстве стала еще хуже. Или вот сложнейшая проблема эпидемии туберкулеза. Ведь наша область в силу ряда причин имеет весьма высокий уровень заболеваемости этой страшной болезнью.
Те медицинские учреждения, которые у нас есть, либо давно устарели и нуждаются в капитальном ремонте, если не полном сносе, либо расположены среди жилых массивов без очистных сооружений. Мы приняли решение в свое время построить противотуберкулезную больницу в загородной зеленой зоне, договорились с Минобороны о передаче нам бывшего военного городка.
И на это уже было выделено 10 млн. грн. Но чиновники обладминистрации образца-2005 написали письмо в Кабмин, что нам эти деньги не нужны. А в этом году те же руководители пишут письмо уже новому Кабмину, что дайте денег, и побольше. Снова потеряно два года.
– Действительно ли в Партии регионов на сегодня наметился серьезный внутренний конфликт по линии «партия мира» и «партия войны»? Говорят, что Евгению Кушнареву даже выступать запретили, так как он настроен весьма радикально?
– (Смеется) Ну, сейчас никто не выступает, потому что депутаты в отпуске. Никакого раскола в партии нет. К счастью. Есть плюрализм мнений. Я принимаю участие во всех заседаниях на самых разных уровнях. Споры бывают очень и очень горячие. Каждый доказывает свою точку зрения.
И голосования далеко не всегда единогласны. Это замечательно, это демократично. Нам не нужен указующий перст. Лидер партии всегда предлагает всем высказаться, всех внимательно выслушивает. Потом подводит итог дискуссии, предлагает текст решения и предлагает проголосовать.
– Вы можете назвать самые острые вопросы, по которым был наиболее широкий разброс мнений?
– Были дискуссии по пунктам, прописанным в Универсале. Когда готовится документ, где нужно найти компромисс, а есть противоположные, иногда даже полярные точки зрения, это сложно. Но цель была такая — найти компромисс и не изменить программе партии и своим избирателям.
– И все же избиратели высказывают определенное разочарование. Скажем, в связи с тем, что Виктор Янукович начал, по примеру Леонида Кучмы, заывать с Западной Украиной.
– Когда решался вопрос по поводу подписания Универсала, Виктор Федорович сказал, и я сам это слышал: «Премьерство любой ценой мне не нужно. Убеждениями торговать не буду никогда».
Но ситуация была такая, что Рада могла быть распущена, могли быть новые выборы, экономическая вакханалия, катастрофа в связи с неготовностью к зиме… Нас новые выборы не пугали. Но мы люди ответственные и не могли допустить экономического упадка страны. Поэтому, даже в ущерб партийному строительству, мы пошли на подписание Универсала во имя единства страны.
– Вы действительно считаете, что Украина может оставаться унитарной страной, как о том постоянно напоминает нам президент?
– Я считаю, что не может. Такова моя точка зрения. Секретариат президента и сам президент настойчиво, иногда даже назойливо, говорят об этом. Навязывание этой точки зрения вызывает противодействие. То, что мы в нашем государстве разные — это прекрасно. И это необходимо учитывать. А если не нравится слово «федерализм», называйте это децентрализацией власти.
– Но вопрос о федерализации Партия регионов сняла с повестки дня?
– Нет. Федерализация по объективным причинам не может быть снята, потому что в стране есть разные интересы и реальные исторические предпосылки. Когда президент говорит: «Забудьте проклятое слово «федерализация», то это его точка зрения, и мы должны ее уважать, но наша позиция — иная.
Есть, в конце концов, точка зрения экспертов, которые занимаются этим вопросом глубоко. И еще такой момент. Когда мы боимся что-то сделать, не можем решиться, то предлагаем обратиться к народу и провести референдум.
– В Киеве отношение к «регионалам», мягко скажем, прохладное. Мне приходится часто слышать пренебрежительные оценки «донецких», и это касается всего — от их недипломатичности и недемократичности до слабого разумения в делах гламура.
– Мы это видим и понимаем. Нам не прощают ни малейшего промаха, ибо существует предубеждение. В партии мы должны серьезно разобраться в причинах этого неприятия. Пока я не могу найти ответы на этот вопрос. Сказать, что в Партии регионов мало интеллектуалов, нельзя.
Разве можно говорить, что Азаров, например, плохо образован или плохо воспитан? Кто угодно мог срываться в политической борьбе и дискуссиях на крик. Азаров — никогда. Уравновешен, вежлив, толерантен. Или возьмем лидера партии, Виктора Януковича. Сравним с лидерами других политических партий, которые сегодня на виду. Никаких истерик, глупых заявлений, которые на следующий день приходится опровергать.
– Но ему вспоминают и по сей день яйцо, «козлов». Разве это было демонстрацией спокойствия и культуры?
– Сколько можно об этом говорить?! Это было два года назад. У нас хотят упрекать даже за детство. Виктор Федорович сильно изменился за эти два года. Обратите внимание, ы правительства Тимошенко и она сама каждый день рассказывали, как им трудно, потому что Кабмин Януковича оставил им разрушенную экономику. Это при росте-то в 12%! Янукович же ни разу ни в чем не обвинил Еханурова, он уважителен с президентом и с оппозицией.
– Вы — председатель регламентного комитета Верховной Рады. Вам мешает недостаточное владение государственным языком?
– Я неплохо владею украинским языком, у меня нет проблем. Прекрасно понимаю, читаю, говорю. Но здесь другая проблема есть. Когда-то меня, парня из рабочего поселка, учителя пытались научить хорошо и правильно говорить. Это им удалось. У меня выработалось уважение к языку. Я 50 лет пил в русскоязычной среде. Мне не хочется коверкать украинский, который мне все же неродной. Я вынужден постоянно в уме переводить, подыскивать нужное слово, при этом теряя возможность выразиться максимально точно.
– Регламентный комитет уже решил уже вопрос по статусу тех депутатов, которые вышли из своей фракции?
– Пока ясно только то, что они не могут вступить в другую фракцию. В законодательстве есть правовая коллизия, которую нужно решить. Мы изучаем вопрос и в сентябре предложим методику его решения.
– Насколько оптимистично вы смотрите на перспективы работы Рады этого созыва и Кабмина под руководством Виктора Януковича?
– Думаю, многим хочется, чтобы эти перспективы оценивались пессимистично. Есть и те, кто будет мешать работе Кабмина. Но я уверен, что это не удастся сделать. Кабмин будет работать до конца этого созыва Верховной Рады.
– Но есть масса причин, кроме политических, по которым можно отправить правительство в отставку. Например, рост социальной напряженности в связи с повышением тарифов на ЖКХ.
– Пару дней назад я беседовал с Николаем Азаровым. Он мне показал графики ценовой политики по газу. Я был предельно удивлен по поводу того, что делало предыдущее правительство. На цене отечественного газа, который продавали населению, получали прибыль 123%.
Когда работал Кабмин Януковича, закладывался убыток в 12% с тем, чтобы «Нафтогаз Украины» возмещал его из других доходов. А по промышленной группе прибыльность поставок газа для этой фирмы составляла на 1 тыс. кубометров 473 грн. И при этом компания имеет миллиардные убытки. Это документально подтверждено. Нужно разбираться. И теперь есть кому. Пришли профессионалы.
"Дело"