Вчера в Минске официально подтвердили, что МИД республики подготовил список официальных лиц Евросоюза и США, которым закрыт въезд в Белоруссию. Как заявил на брифинге пресс-секретарь МИДа Андрей Попов, такие меры введены в ответ на ограничение на въезд в ЕС и США белорусских чиновников. По его словам, в список вошли «наиболее одиозные политические деятели, которые предвзято оценивали ситуацию в Белоруссии, создавали искаженное представление о политической и экономической обстановке в стране». В то же время чиновник сообщил, что «список предаваться оге не будет».
Примечательно, что накануне белорусские СМИ опубликовали уточненный список высших белорусских чиновников, которым запрещен въезд в Евросоюз и США. В нем третьей после Александра Лукашенко значится заместитель главы президентской администрации Наталья Петкевич – она стоит сразу за своим шефом, главой администрации Геннадием Невыгласом. А вот председатель белорусского КГБ Степан Сухоренко, к примеру, занимает в этом «черном списке» только 22-е место.
Путь в «ближний круг»
Столь высокое место пусть и не в самом почетном реестре 33-летней Натальи Петкевич говорит о многом. Прежде всего – о роли, которую ает эта молодая, эффектная женщина в нынешней белорусской иерархии и даже в так называемом ближнем круге президента Лукашенко.
В то же время Наталья Петкевич – личность в определенной мере загадочная. О ней мало что известно – ости в силу специфики своей должности она избегает, на телеэкранах мелькает крайне редко. В ежегодном сборнике «События. Люди. Факты», издаваемом государственным информагентством БелТА, о ней – лишь несколько строк: родилась в Минске в 1972-м, в 1994-м, когда Александр Лукашенко только пришел к власти, окончила юрфак Белорусского госуниверситета, через четыре года стала кандидатом юридических наук, защитив диссертацию по правовым аспектам внешнеэкономических сделок.
Трудовой путь – от ведущего специалиста до начальника управления государственного и международного права Главного государственного правового управления администрации президента. В 2001 году молодого специалиста заметил Лукашенко и сделал своим пресс-секретарем. Спустя еще три года Петкевич – уже заместитель главы президентской администрации.
Это – все. Попытки корреспондентов «НГ» лично у Натальи Петкевич узнать какие-либо подробности, добиться хотя бы короткого, пусть даже телефонного интервью ни к чему не привели. Через своего секретаря замглавы президентской администрации всякий раз отвечала отказом. Вежливым, но твердым: дескать, рассказывать о себе «не считает нужным».
Коллеги-журналисты, бывающие в белорусских «верхах», отмечают именно эту жесткость. А еще – невероятную работоспособность. Будучи президентским пресс-секретарем, по отзывам сотрудников администрации, выкладывалась, что называется, по полной программе: во все вникала, все контролировала сама – вплоть до выстраивания видеоряда в телесюжетах о президенте. В то же время Петкевич всегда знала свое место и субординацию не нарушала. Именно это чувство меры, говорят, позволило ей не нажить явных врагов в чиновничьих кругах и сохранить благорасположение главы государства.
Пропагандист и агитатор
Местные наблюдатели отмечают, что, войдя в «ближний круг», Наталья Петкевич стала тем человеком, который озвучивает идеи президента. Как сказал «НГ» белорусский политолог Валерий Карбалевич, именно она всегда появляется с комментариями по наиболее одиозным решениям президента Лукашенко и его правительства, способным вызвать негативную оценку общественности. «Петкевич принадлежит к числу тех сторонников Лукашенко, которые проводят жесткую линию в отношении оппозиции, гражданского общества и политических оппонентов. При этом за ней закрепился образ некоего пропагандиста тех решений, которые принимает глава белорусского государства», – сказал он «НГ».
В Минске хорошо помнят, что еще задолго до последних по времени президентских выборов, когда оппозиция только предполагала, что выборы Лукашенко назначит раньше предусмотренного Конституцией срока и тем самым лишит потенциальных соперников провести полноценную предвыборную агитацию, решение об их проведении 19 марта 2006 года комментировала именно Петкевич.
И, следует отдать ей должное, нужные слова она нашла: все сразу всё поняли. Как и в случае с внесением «политических» поправок в Уголовный кодекс, которые ввели в белорусское законодательство статьи, позволяющие посадить за решетку за критику действующей власти («дискредитация Республики Беларусь»), за призывы к международным организациям обратить внимание на происходящее в стране.
Тогда она журналистам образно объяснила, что значит «ложная информация о Белоруссии». «Если скажут, что у нас ходят медведи по городу, это заведомо ложная информация. Если говорить, что у нас утром, днем и вечером избивают людей, это тоже заведомо ложная информация, потому что этого нет», – сказала Наталья Петкевич.
Ее высказывания о белорусской оппозиции выдержаны в той же тональности, что и у самого Лукашенко. В частности, непосредственно перед выборами, когда власть запугиванием пыталась не допустить выхода на площадь не согласных с итогами голосования белорусов, Петкевич тоже ставила политических противников президента на место. «Вывести людей 19 марта на площадь – это единственный шанс оппозиции отработать полученные от западных спонсоров деньги».
«У альтернативных кандидатов в президенты, по сути, нет предвыборных программ... Кроме популизма, ничего в них нет», – жестко заявляла она тогда. «Стабильность, спокойствие, уверенность в завтрашнем дне заменить невозможно», – характеризовала она достижения нынешней власти, которой, дескать, нет и не может быть альтернативы. Правда, в своих характеристиках лидеров местной оппозиции она в отличие от президента избегала термина «отморозки».
Петкевич, считает заместитель председателя Объединенной гражданской партии Белоруссии Людмила Грязнова, сделала карьеру прежде всего на демонстрации особой преданности президенту. «И на этом едва не погорела. Ее политические поправки к Уголовному кодексу, которые фактически прижали к стене все белорусские неправительственные организации, были настолько жестки, что вызвали ропот даже у чиновников со стажем», – сказала Грязнова «НГ».
По ее словам, по Минску одно время даже поползли слухи, что позиции президентской любимицы не так уж прочны, что ей уже подыскивают место «попроще». Конец слухам положил сам Александр Лукашенко. В итоге самый молодой белорусский государственный чиновник Наталья Петкевич не только сохранила пост, но, как говорят, даже удостоилась еще большего доверия главы государства.
Знать, чего хочет президент
В то же время о Наталье Петкевич редко говорят как о возможной преемнице Лукашенко на президентском посту. «Начавшаяся еще 12 лет назад селекция позволила президенту Лукашенко вырастить идеально подходящий нынешней системе тип чиновника», – разъяснил «НГ» особенности кадровой политики действующей белорусской власти политолог Валерий Карбалевич. – Любая система подбирает кадры под задачу, которая стоит перед этой системой.
Исходя из этого в авторитарной Белоруссии востребованы люди исполнительные, жесткие, с авторитарным стилем работы и преданные лично президенту». Карбалевич считает, что Наталья Петкевич как никто другой соответствует этим критериям. Тем более что она способна уть и даже предуть то, чего хочет глава государства.
В президентской администрации Петкевич координирует работу Национального собрания, правовых органов, в том числе судебных. А недавно президент поручил ей курировать еще и комиссию по помилованию. А поскольку теперь с подачи этой комиссии может быть отменено любое решение суда, любой штраф и любой срок заключения под стражу, чиновники без подсказок понимают, с кем им следует иметь дело в первую очередь.
Недавно Лукашенко объявил своему верному пропагандисту и агитатору высшую, президентскую благодарность – «За значительный личный вклад в развитие и совершенствование законодательства республики, плодотворную работу в органах государственного управления». В глазах белорусского света эта благодарность стоит многого.
Стремительный взлет Натальи Петкевич кого-то злит, кого-то удивляет, но о том, что она все получает просто так, ни за что, от людей, с ней знакомых, слышать не приходилось. Наоборот, о ее чудовищной трудоспособности и настойчивости ходят легенды. Говорят, что она работает с 8 утра до 10 вечера.
Как-то в эфире белорусского телевидения, на передаче, посвященной женщинам, она рассказала, что такой жесткий рабочий график отнюдь не освобождает ее от домашних обязанностей, которые, по ее же словам, она выполняет с удовольствием. «Я очень благодарна моему мужу Владиславу и сыну Филиппу за их понимание моей фанатичной преданности работе», – подчеркнула Наталья Петкевич. О том, чем занимается муж, она не рассказывала. Однако известно, что он является генеральным директором государственного предприятия «Национальные спортивные лотереи».
Что касается ее большого будущего, то честолюбивая и настойчивая, сделавшая ставку на карьеру Наталья Петкевич сама, судя по всему, в нем не сомневается. Поговаривают, что при недавнем формировании правительства Петкевич метила в вице-премьеры, правда, при этом хотела сохранить статус в администрации, хорошо зная, что все важные решения принимаются именно там. Но затем то ли передумала, то ли ее отговорили.
"Независимая газета"