В Евросоюзе рассматривают возможность выдачи бесплатных виз для граждан Белоруссии.
В ЕС готовятся новые инициативы в отношении Белоруссии. Европейцы намерены активнее развивать контакты с населением страны и ужесточить санкции против руководства республики. Вместе с тем в Брюсселе по-прежнему рассчитывают на помощь Москвы в деле демократизации Белоруссии. Об этом в интервью «НГ» рассказывает депутат Европарламента, парламентской рабочей группы по Белоруссии Шанин Хэннис Плашер.
– Как появилась парламентская рабочая группа по Белоруссии?
– Во время предвыборной кампании, когда в Минске был избит и арестован один из кандидатов, стало ясно, что это за «свободные выборы». Европейским парламентариям, которые хотели тогда поехать в Белоруссию, было отказано в визах. Эти события не оставляли никакого сомнения в том, каков будет исход выборов – полное фиаско демократического процесса. Именно тогда мы решили создать парламентскую рабочую группу.
– Каковы ваши цели на ближайшее будущее и на долгосрочную перспективу?
– Прежде всего – освободить белорусского юношу, который был брошен за решетку на 12 лет за то, что написал слова «Хочу нового!». Грустно, правда? Хотя на самом деле речь идет не об одном человеке, не об одной искалеченной судьбе, а о всех тех, кто страдает от преследования за свободомыслие. Но в первую очередь наши усилия направлены на помощь молодежи.
Надеюсь, что наш проект, предусматривающий предоставление белорусским студентам возможности учиться в университетах стран – ов ЕС, будет реализован в кратчайшие сроки на уровне каждого государства Единой Европы. Я уже написала письмо министру иностранных дел Нидерландов с просьбой, чтобы он представил наше предложение на рассмотрение глав МИДов всех 25 стран ов ЕС.
Второе – визы. Мы будем стремиться к тому, чтобы убедить национальные правительства принять решение о предоставлении бесплатных виз белорусским гражданам. То есть цена визы – ноль евро. У белорусов должна быть возможность общаться с соседями не только с Востока, но и с Запада.
– Как вы оцениваете отношения Белоруссии с ее крупнейшим соседом на востоке – Россией?
– Я была очень разочарована, когда услышала о поздравлениях президента РФ Владимира Путина господину Лукашенко. Они прозвучали как будто и впрямь в адрес настоящего избранника народа, определившегося в результате демократических и свободных выборов. Понятно, что с избитыми, брошенными за решетку оппонентами ни о каких демократических выборах речи не идет.
Лукашенко действительно «последний диктатор» Европы. Именно поэтому на грядущем саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге будет обсуждаться проблема демократии в Белоруссии, то есть диктатура господина Лукашенко. Если мы не проявим решительности, он может стать, подобно многим, пожизненным диктатором.
– Под «решительностью» вы подразумеваете введение против Минска экономических санкций?
– При поддержке, которой пользуется у России режим Лукашенко, экономические санкции бессмысленны. Если посмотреть на карту, понятно, что с поступлением в Белоруссию товаров через Россию проблем не будет.
Но не это является причиной нашего нежелания применять экономические санкции – мы ни в коем случае не хотим усугублять и без того тяжелое положение белорусского народа. Поэтому мы не планируем предлагать широкомасштабные экономические санкции, а намерены расширить санкции против группы из трех с лишним десятков высокопоставленных белорусских чиновников во главе с господином Лукашенко.
– Как могут быть расширены санкции? Вы верите в эффективность этих мер?
– Отказ во въезде для чиновников, вошедших в упомянутую группу, должен быть дополнен заморозкой личных счетов этих лиц и ов их семей. Это санкции, которые мы предлагаем на сегодняшний день. Что касается помощи белорусскому народу, то эту задачу можно решить через целый комплекс мер.
Как я уже говорила, это расширение контактов с людьми, предоставление возможностей для обучения молодежи, проявление настойчивости в требовании освобождения политзаключенных. Я лично с надеждой ожидаю саммита G8, потому что проблему диктатуры в Белоруссии невозможно решать без участия России.
"Независимая газета"