• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
  • Политическая жизнь Армении
  • Украинско-армянские отношения
  • Культура и искусство Армении
  • RSS feed
  • Черноморско - Каспийская геополитика Европы
    Опубликовано: 2006-04-28 12:09:00

    Европейский Союз в процессе расширения на Восток и переваривания новых ов, хоть и увяз в своих внутренних проблемах, тем не менее, продолжает проводить активную внешнюю политику на восточном направлении, одним из ключевых векторов которой является Черноморско-Каспийский регион.

    Политические лидеры прекрасно осознают, что без энергоресурсов Центральной Азии и Ближнего Востока и интеллектуальных ресурсов восточноевропейских государств, пока не входящих в ЕС, они не смогут достойно конкурировать даже со своими американскими партнерами, не говоря уже о Китае.

    Учитывая стремительную динамику политических и экономических изменений на берегах Черного и Каспийского морей, а также ситуацию вокруг Ирана, ЕС все же делает попытки влияния на новую геополитическую архитектуру в регионе. В первую очередь, объединенных европейцев интересует противодействие деструктивным тенденциям формирования вокруг Черноморско-Каспийского ареала линий противостояния, в частности, геополитических альянсов России – Армении – Ирана (Север-Юг) и Центральная Азия – Азербайджан – Турция – Украина (Восток – Запад).

    Политика Евросоюза относительно Черноморско-Каспийского региона не всегда соответствует, а иногда даже противоречит политике США, направленной на сдерживание России и Ирана в регионе. Евросоюз скорее склонен договариваться с Россией и Ираном, чем вести с этими государствами бесперспективную борьбу на изматывание.

    Более того, Европейский Союз признает регулятивную роль Российской Федерации на Кавказе и довольно часто демонстрирует поддержку действий Кремля относительно стабилизации ситуации на Южном Кавказе, но только при условии учитывания российской стороной интересов других государств региона. ЕС также принимает во внимание интересы Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые постепенно становятся важными партнерами Брюсселя по вопросам создания нового будущего «Шелкового пути», способного объединить Европу и Азию.

    Одной из главных тем политики Европейского Союза в регионе Черного и Каспийского морей выступает реализация транспортно-коммуникационных проектов. К примеру, для реализации этих целей, европейцы открыли в Баку Постоянный секретариат ТРАСЕКА, также продвигается работа по программе «Инот». Кроме того, изучается также целесообразность транспортного коридора «Север-Юг», который может пройти по территории Индии, Ирана, стран Центральной Азии и России.

    По оценкам экспертов, после введения в действие упомянутых транспортных коридоров, перевозка грузов с Ближнего Востока, Индии, а также Юго-Восточной Азии в Европу увеличиться в два-три раза. В официальных документах ЕС среди стран, которые потенциально способны осуществить диверсификацию поставок газа в Европу, называют Иран и Туркменистан.

    Кроме того, Евросоюз готов закупать и азербайджанский газ. Главную роль в реализации этих проектов может сыграть Турция и Иран. Особо актуальными нефтегазовые проекты в Черноморско-Каспийском регионе является для Франции, Великобритании и Германии, которые пытаются обеспечить достаточные ресурсные базы для ускорения развития своих экономик.

    Не менее важным геополитическим направлением действий Евросоюза в регионе Черного моря и Каспия является урегулирование «замоенных» конфликтов. В преддверии запуска крупных нефтегазовых трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум в обход территории России, США и Европейский Союз имеют общие интересы в создании зоны относительной стабильности вокруг нефтегазовых артерий.

    С этой точки зрения, разрешение старых конфликтных ситуаций, которые до сих пор «замоены», представляет собой приоритетные задачи для лидеров ЕС и США. Вообще, 2006 год может преподнести много сюрпризов в плане неразрешенных конфликтов. «Эффект домино» вполне способен запустить прецедент в Косово, подавая пример для Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха.

    Важной составляющей политики Европейского Союза в Черноморско-Каспийском регионе выступает взаимодействие с региональными международными организациями. Расширение ЕС на юго-восток все более охватывает Черноморский регион постепенно подготавливая Европу к установлению институционализированных отношений с Организацией Черноморского Экономического Сотрудничества (ОЧЭС). По оценкам Еврокомиссии, Черноморский регион, в котором ает около 190 миллионов человек, представляет собой перспективный рынок для сбыта товаров Евросоюза. Через сближение с ОЧЭС Европейский Союз готов подключиться к финансированию ключевых проектов.

    Относительно ГУАМ, позиция ЕС традиционно формируется с оглядкой на Россию. В частности, Евросоюз считает излишним наполнение этого объединения, которое вот-вот преобразуется в региональную организацию, военно-политическим содержанием. С позиции Брюсселя, целесообразно оставить только экономическую составляющую, в рамках которой углубленное взаимодействие стран-участниц ГУАМ будет содействовать принятию ими европейских ценностей и стандартов, а также будет содействовать установлению более тесных экономических и политических отношений с Евросоюзом.

    В целом, интересы ЕС в Черноморско-Каспийском регионе основываются на стремлении создать благоприятный климат для развития разных форм регионального сотрудничества. В первую очередь, это объясняется желанием руководства ЕС создать зону стабильности на новых восточных границах.

    В то же время Евросоюз ограничивается преимущественно двусторонним диалогом с каждой страной региона, четко обозначив ее позицию относительно Брюсселя. В результате не создаются необходимые основания для формирования комплексного видения Черноморско-Каспийского региона у руководства ЕС.

    Это, в конечном итоге, препятствует процессу формирования целостной стратегии Евросоюза по отношению к государствам расположенным в районе Черного и Каспийского морей. Получается замкнутый круг, дающий почву для обвинений в геополитической бесхребетности Брюсселя. Чем дольше эта ситуация будет сохраняться, тем больше стран региона будет разочаровываться в преимуществах интеграции в ЕС. Очередь желающих влиться в «единую европейскую семью» может быстро сократиться.

    "DailyUa"

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ArmEmbassy.com.ua активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Армянские новости в Украине ArmEmbassy.com.ua" обязательна.

    САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

    22 июл, 23:27

    30 окт, 22:04

    25 сен, 21:14

    04 сен, 18:29

    01 сен, 18:33

    24 авг, 10:35

    Армянские новости в Украине
    Электронная почта проекта: info@armembassy.com.ua

    Официальный сайт Посольства Армении в Украине находится по другому адресу
    bigmir)net TOP 100

    Яндекс цитирования
    Яндекс.Метрика
    © Армянские новости в Украине. Все права защищены.
    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на ArmEmbassy.com.ua обязательна. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.