Жозе Мануэль Баррозу, вероятно, на некоторое время лишится права въезда в Белоруссию. Та же судьба уготована Бените Ферреро-Вальднер и, кто знает, возможно, также Ангеле Меркель. В начале этой недели Евросоюз ввел запрет на въезд на свою территорию для белорусского президента Александра Лукашенко и тридцати его соратников; ответные меры не заставили себя долго ждать. Белорусское министерство иностранных дел заявило, что отказывает в праве на въезд "соответствующей категории граждан".
Скорее всего, в черном списке Лукашенко окажется председатель Еврокомиссии, вероятно, комиссар ЕС по внешней политике и, может быть, главы европейских государств. Кроме того, под визовую блокаду попадают ключевые американские политики.
Маловероятно, что кто-то из этих политиков планирует в ближайшее время поездку в Минск или экскурсию по ым лесам Беловежской пущи. На практике запрет скорее обернется усилением ограничений на въезд в Белоруссию для тех, в ком режим Лукашенко видит для себя опасность: например, для журналистов и сотрудников правозащитных организаций. Инстинкт самосохранения диктатора все дальше ведет страну к самоизоляции.
Собственно, Лукашенко сам загнал себя в ловушку. Несмотря на то что победой на выборах с нереальным результатом в 83% он, по-видимому, укрепил свою власть, на деле он утратил всякую свободу внешнеполитических действий. Теперь он полностью зависит от России. Сейчас Москве уже не нужны низкие цены на газ, чтобы удерживать на коротком пое своенравного белорусского владыку.
Даниэль Бресслер, InoPressa