В Венгрии официально объявлено о победе правящей в стране коалиции Венгерской социалистической партии и Союза свободных демократов на парламентских выборах в стране. Правда, речь идет только о первом туре – выборах по партийным спискам. Выборы же по большей части одномандатных округов потребуют проведения второго тура – и тогда мы узнаем, кто стал реальным победителем и сформирует новое венгерское правительство.
Но даже победа в первом туре дает премьер-министру страны Ференцу Гюрчани основание считать, что он сделал все возможное в противостоянии с правыми консерваторами из «Фидеса», возглавляемыми одним из самых харизматичных политиков Центральной Европы – экс-премьером Венгрии Виктором Орбаном.
Орбан, которого его сторонники еще помнят как диссидента, боровшегося с «гуляшевым» социализмом Яноша Кадара, на этот раз вышел на тропу войны с «лимузиновым» социализмом Гюрчани – одного из самых успешных венгерских бизнесменов и в то же время лидера левой партии. Избранная Орбаном тактика казалось верной – еще несколько месяцев назад «Фидес» опережал правящую коалицию на 10 процентов. Однако левым удалось провести достаточно удачную предвыборную кампанию и нивелировать это преимущество бывшего главы правительства.
К тому же у Орбана может возникнуть проблема с формированием коалиции. Партия, которая входила в коалицию с ним, когда он был главой правительства – Венгерский демократический – также преодолела пятипроцентный барьер и вошла в парламент.
Однако лидер а Иболия Давид неоднократно подчеркивала, что не собирается формировать правительство с «Фидесом» и вообще согласится на участие в любом кабинете только в том случае, если ей будет предложен пост премьер-министра. Таким образом, пока что госпожа Давид исключает себя из коалиционных переговоров – вряд ли Гюрчани или Орбан захотят поступиться ради нее правительственным креслом. Но Гюрчани, в отличие от Орбана, на и не рассчитывал. А сотрудничество с коалиционным партнером было успешным – в ряде одномандатных округов Венгерская социалистическая партия и Союз свободных демократов выдвинули единых кандидатов и четверо из них уже избраны в новый парламент Венгрии.
«Выали первый тур, выаем и второй», - приветствовал своих сторонников премьер Ференц Гюрчани, назвавший результаты этих выборов успехом венгров, не желающих возвращения в прошлое. «Чтобы победить, должны постараться еще больше, - утверждает Виктор Орбан. – У нас еще одна попытка и мы должны получить еще 75 мандатов». Эта цифра должна выглядеть успокоительной для сторонников правых – на прошлых выборах им нужно было получить во втором туре «еще» 84 мандата. Сейчас нужно немного меньше, так что надежда остается. Но для того, чтобы эта надежда воплотилась в жизнь, правым нужно добиться тотального поражения выавших левых.
Возможно, Орбану удалось бы больше, если бы он… уже не был премьер-министром Венгрии. Тогда бывший диссидент-либерал стал невыносимо респектабельным и консервативным, так что многие его поклонники перестали понимать, чем же их некогда простой и разбитной Виктор внешне отличается от отодвинутой от власти левой номенклатуры.
И в чем его консерватизм и либерализм, если он отдает предпочтение социальной риторике, в то время как левые проводят болезненные реформы. В то же время левые – правда, не сразу, а уже после выанных выборов в парламент Венгрии и проанных «Фидесу» выборов в Европарламент обрели нового современного лидера в лице молодого мультимиллионера Ференца Гюрчани, как бы символизирующего успех нового прагматичного поколения. Как оказалось, Гюрчани стал для венгров фигурой не менее притягательной, чем Орбан.
"Политком"