После трехнедельных непростых консультаций и согласований Совет Безопасности ООН принял в среду заявление председателя СБ по иранской ядерной проблеме. Оно отражает мнение всех 15 ов СБ и является его реакцией на представленный в Совбез в начале марта доклад Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) относительно ядерной программы Ирана.
Напомним, 4 февраля 2006 года на своей внеочередной сессии в Вене Совет управляющих МАГАТЭ принял решение информировать СБ ООН о ядерной программе Ирана и передать туда соответствующий доклад генерального директора МАГАТЭ. Как говорилось в этом документе, МАГАТЭ по-прежнему не в состоянии предоставить гарантии того, что ядерная программа Ирана преследует исключительно мирные цели.
США призвали Совет Безопасности принять соответствующие меры на фоне "вопиющей угрозы со стороны Ирана" и его попыток вести "фальшивые переговоры". На заседании в среду представитель США заявил, что у Ирана уже имеется достаточно урана, чтобы изготовить 10 атомных бомб. Иран продолжает отстаивать свое право на активность в ядерной сфере - вне зависимости от того, какие меры принимает на этот счет ООН.
Совет выразил "серьезную обеспокоенность" решением Ирана возобновить деятельность, связанную с обогащением урана, и призвал Тегеран возобновить мораторий на все работы, связанные с обогащением и переработкой, включая научно-исследовательские разработки, под контролем МАГАТЭ.
СБ выразил убеждение, что такой шаг со стороны Ирана, равно как выполнение им в полном объеме требований МАГАТЭ, способствовали бы дипломатическому решению нынешнего кризиса вокруг иранской ядерной программы и гарантировали бы, что она преследует исключительно мирные цели, передает ИТАР-ТАСС.
Совет подчеркнул необходимость продолжения МАГАТЭ своей работы по выяснению всех остающихся вопросов по ядерной программе Ирана.
Он попросил гендиректора МАГАТЭ в течение 30 дней представить доклад о ходе выполнения Ираном мер, предписанных МАГАТЭ, Совету управляющих агентства и одновременно Совету Безопасности.
Дипломаты отмечают сбалансированный характер принятого документа. По настоянию России из него убраны положения, которые могли бы трактоваться как намерение СБ применить в отношении Тегерана какие-либо принудительные меры. Как отметил постпред РФ при ООН Андрей Денисов, в документе учтены позиции Москвы, с которых она подошла к разработке этого проекта.
По его словам, "сделан первый шаг в прояснении направленности иранской ядерной программы, в снятии тех подозрений, которые имеются относительно истории развития этой программы".
Российский посол подчеркнул, что работа по ее анализу и рассмотрению будет по-прежнему проходить в рамках специально созданного для этого органа - МАГАТЭ. Именно это агентство "ает центральную роль в процессе подтверждения или, наоборот, опровержения того, есть ли в иранской программе те компоненты, которые могут свидетельствовать о планах производства атомного оружия", заявил Денисов.
Райс: заявление СБ ООН демонстрирует общую обеспокоенность программой Ирана
Государственный секретарь США Кондолиза Райс приветствовала принятие Советом Безопасности ООН заявления по Ирану, назвав его "важным дипломатическим шагом".
"Это демонстрирует, что международное сообщество едино в своей обеспокоенности в связи с ядерной программой Ирана", - говорится в тексте заявления Райс, распространенном пресс-службой госдепартамента США в Вашингтоне.
"Международное сообщество ожидает, что Иран последует призыву МАГАТЭ о прекращении деятельности, связанной с обогащением урана, и возвращении на переговоры", - подчеркнула госсекретарь США.
По ее словам, заявление СБ ООН посылает Ирану сигнал о том, что "его усилия по сокрытию своей ядерной программы и уклонение от своих международных обязательств являются неприемлемыми", передает РИА "Новости".
Как заявила Райс, она "ждет возможности провести в четверг в Берлине обсуждение с нашими парнерами по "постоянной пятерке" в СБ ООН и Германией, чтобы рассмотреть дальнейшие действия по Ирану".
Иранский уран: тактика и стратегия обогащения
Принципиальное разногласие между позицией Ирана и западных стран заключается в следующем: мировое сообщество возражает против того, чтобы Иран обогащал уран на своей территории, подозревая, что в этом случае Тегеран непременно займется созданием ядерного оружия. Иран в течение последних месяцев отказывается идти на какие-либо компромиссы и подчеркивает свое право на развитие ядерной программы.
Москва уже несколько месяцев пытается выступить посредником, предлагая Тегерану перенести спорный процесс обогащения урана на российскую территорию и осуществлять его силами СП. Тегеран последовательно отвергал предложение России, заявляя, что его недостаточно, оно неинтересно и в нынешнем виде не заслуживает рассмотрения. Позиция Ирана изменилась лишь в конце февраля - с приближением даты 6 марта, на которую было намечено рассмотрение вопроса о передаче досье в Совбез ООН.
Поэтому западные политики были склонны не доверять чистоте намерений иракских переговорщиков, а в Белом доме прямо заявляли, что иранцы "русских водят за нос" и тянут время. Однако Совбез получил не досье, а лишь доклад МАГАТЭ, которое за три года не смогло получить однозначные подтверждения мирного характера иранской ядерной программы. После этого, получив отсрочку, Иран объявил создание СП по обогащению невозможным и отказался от этого.
США, проследив за реакцией, стали активно выступать за передачу досье в Совбез, однако против этого пока выступают Китай и Россия - обе страны обладают правом вето.
"NEWSru"