Один из самых известных "оранжевых комиссаров", министр внутренних дел Украины Юрий Луценко в целом доволен работой своего ведомства - показатели беспрецедентны даже для законопослушной Европы. Хотя до полного благополучия еще далеко - много проблем с коррупцией, да и Россия не хочет экстрадировать "некоторых известных личностей", посетовал министр в интервью "Росбалту".
- Каковы результаты деятельности МВД Украины за год власти "оранжевой" команды?
- Когда я пришел в Министерство внутренних дел, в Украине полную власть имели донецкий, днепропетровский и "семейный" кланы. Эти кланы использовали государственные механизмы для собственного обогащения. Только по данным МВД, убытки, нанесенные этими структурами, превышали 22 млрд грн. И эти кланы имели на вооружении группировки боевиков и киллеров. При необходимости ими привлекались также люди в погонах.
Поэтому первое, что я сделал, придя в МВД, - провел чистку собственных рядов. За год 2500 работников МВД не прошли переаттестацию. Более 600 работников были привлечены к уголовной ответственности. Мы уменьшили вдвое количество генералов. На 100% поменяли руководство областных структур МВД и на 98% - городских и районных.
Подчеркну, что вдвое была увеличена заработная плата работникам МВД. После этого мы нанесли удар по взяточничеству. Только за год было ждено 3700 дел по взяткам, выявлено 1200 лиц , причастных к хищению государственной собственности.
- Вы неоднократно заявляли, что встречались с представителями кланов. О чем вы беседовали?
- Да, я как министр внутренних дел провел профилактические беседы с руководителями обозначенных мной кланов. Непосредственно с Ахметовым, Суркисом, Пинчуком и посредником Коломойского. Всем им я поставил три условия. Первое: полностью отказаться от услуг криминала, второе - остановить махинации с бюджетными средствами и третье - отстранение от политики, в первую очередь внешней.
- Эти условия выполнены? Кланы удалось отстранить от власти?
- Во-первых, сегодня задержаны десятки киллеров. Сотни их жертв установлены. В Украине мы имеем беспрецедентное для европейской страны сокращение количества убийств - на 20%, грабежей квартир - на 18%, уличной преступности - на 25%. Что касается деятельности кланов, то их экономическая деятельность стала равной перед законом.
В связи с этим государству были возвращены стратегические объекты и тысячи гектаров земли. Все это дало возможность увеличить поступления в бюджет на 62% при президенте Ющенко. Это показатель, который люди Украины реально могут "намазать на хлеб". Ведь это не ВВП, а реальные доходы бюджета! Отсюда - зарплаты, пенсии и государственные услуги.
- И все же, можно ли констатировать отстранение кланов от власти?
- Третье условие - отстранение кланов от политики, в первую очередь внешней - не выполнено. Тому есть три причины. Во-первых, неэффективность правоохранительных органов Украины. Для примера - МВД установлено 4001 фактов взяточничества, а суды приговорили к тюремному заключению только 42 человека. Затем мы выявили 1200 лиц, совершивших должностные и экономические преступления, но в суд прокуратурой передано только 151 дело.
Последнее было сделано в большей степени при новом генпрокуроре Медведько. Подчеркну, ключевая причина того, что кланы не отстранены от власти, - это введение депутатской неприкосновенности, в первую очередь на местах. Это решение в Верховной Раде инициировали люди, про которых можно сказать: "не пойман, но вор".
Именно они сагитировали остальных депутатов дать им неприкасаемость. В результате у всех правоохранителей связаны руки, но развязаны ноги. Мы можем заходить в любые кабинеты, но не можем привлечь к ответственности особ, прячущихся за депутатским мандатом. В частности, по нашим материалам прокуратура внесла 248 прошений о снятии депутатской неприкосновенности, 33 случая удовлетворено, 147 отклонили, остальные не рассмотрены. То есть фактически депутаты остаются неприкасаемыми в силу круговой поруки депутатов. В целом подчеркну, что сегодня в Украине криминалитет уже не имеет "крыши" в лице милиции.
- Одно из предвыборных обещаний "оранжевой" команды - ликвидация коррупции. Каковы успехи МВД в этом направлении?
- Я уверяю, что милиция и дальше будет бороться с коррупцией. "Чемпионом" пока остается Министерство обороны Украины со взяткой больше полмиллиона долларов, а также несколько должностных лиц с миллионными взятками. Кроме того, мы и дальше будем бороться с экономической преступностью в бюджетном и банковском направлениях, а также в топливно-энергетическом комплексе.
Третий приоритет - завершение реформы милиции общественной безопасности путем сокращения ГАИ и увеличение патрулей, которые должны обеспечить порядок на дорогах и безопасность граждан. Главное, что теперь МВД - не карательный орган, а необходимый для гарантирования прав и свобод граждан. И последнее: я заверил кабмин, президента, что МВД не допустит фальсификации парламентских выборов.
- То есть МВД будет как-то вмешиваться в ход парламентских выборов?
- МВД не допустит их фальсификации. Основой и подтверждением этого является то, что 360 реальных организаторов фальсификации президентских выборов уже привлечены к ответственности. При этом мы вычистили 1 млн 300 тыс. "мертвых душ' в избирательных списках. Вы будете удивлены, но большинство из них числилось в списках на Востоке Украины, в Донецкой и соседних областях.
- В последнее время лидеры оппозиционных сил обвиняют вас в целенаправленной антиагитации в их адрес. Наталья Витренко подала на вас в суд за то, что вы неоднократно заявляли о криминальном прошлом ряда особ из списка "Народной оппозиции". Кстати, суд обязал вас удерживаться в дальнейшем от таких заявлений. Как вы это прокомментируете?
- Я как политически назначенный министр и в дальнейшем буду информировать украинскую общественность об особах, которые имели конфликты с законом, а сегодня рвутся в законодательную власть. В том же Крыму беспрецедентная ситуация. Там больше ста человек, имеющих проблемы с законом в прошлом, баллотируются в местный парламент, и больше 500 - в другие местные органы власти.
В то же время я обещаю, что милиция не будет использована как оружие определенной политической силы. Мы не будем сгонять или разгонять митинги, как это делалось раньше. Я уверяю, милиция - с народом!
"Росбалт"