В день суда над тремя своими соратниками кандидат в президенты Белоруссии от демократов Александр Милинкевич дал «Газете» интервью.
– Вчера вечером после встречи с избирателями сотрудники милиции и ОМОНа задержали и избили активистов вашего избирательного штаба. Сегодня состоялся суд, каков его результат?
– Каждому дали по 15 суток – это максимальное, что можно сделать по белорусскому законодательству. Арестован и приговорен к 15 суткам административного ареста лидер Белорусского народного фронта Винцук Вечерко, являющийся одним из руководителей избирательного штаба.
– Последние события заставляют думать, что Лукашенко рассчитывает только на силовой вариант удержания власти. Почему?
– Очень многое изменилось в стране за время кампании, и если вначале они пытались создать видимость справедливых выборов, но постепенно настроения в обществе менялись: оставалось все меньше страха, и все больше люди проявляли активность. И власть действительно испугалась. Кроме того, и в самой номенклатуре нет единства: очень многие люди устали от насилия, от лжи, от страха.
Это касается и простых людей, и тех, кто во власти. Опора под Лукашенко шатается, и он уже сегодня не думает о том, как изображать честные выборы. Он идет ва-банк: я думаю, что ему плохо спится.
– Какой результат вы ожидаете 19 марта? Будет ли второй тур?
– У нас на выборахбывает то, что закажет президент. Он уже давно сказал, что второго тура у нас не будет, значит, не будет. Вся пропаганда трубит о том, что у него поддержка около 80%, значит, он получит на выборах не меньше 70%.
Но, конечно, такой поддержки у него и близко нет.
– А каковы реальные цифры?
– По сведениям полуторамесячной давности, это 50%, но с тех пор его поддержка неуклонно падает.
– Вы утверждали, что около 17% белорусов готовы защищать результаты выборов от фальсификации и выйти в Минске на свой «Майдан». Вы по-прежнему считаете, что в Белоруссии возможна революция?
– Да, я призвал сторонников перемен выйти 19 марта вечером на улицу, потому что в авторитарных странах власть никогда добровольно не уходит и не объявляет о своем проыше. Поэтому мы выйдем на улицу, но только мирно. Мы призываем наших людей не поддаваться на провокации, а власть их готовит. Она уже готовит со своими молодчиками драку с милицией. Они будут пытаться имитировать разбитые стекла, мы все это уже знаем очень хорошо.
Но если мы не выйдем на улицу, если люди проглотят это унижение, то Белоруссия будет отброшена назад.
– По утверждению председателя ЦИК Лидии Ермошиной, в Белоруссии отсутствует социальная и экономическая почва для потрясений. Вы согласны с этим?
– Взрывы и возмущения, если мы вспомним историю, происходят не только потому, что не хватает куска хлеба. В той же Украине это не было выступление с требованиями выплатить зарплату. Люди просто окончательно поняли, что власть ведет себя нагло и цинично и не уважает мнение народа.
И они вышли защищать свое «я». И если говорить о возмущении в Белоруссии, оно тоже имеет не материальную основу, не экономическую.
– Какую роль в происходящем в Белоруссии ает Россия?
– Еще недавно я говорил, что официальная Москва открыто не выражает поддержки Лукашенко, хотя очень сильно помогает экономически за счет заниженных цен на энергоносители. Но сейчас я уже так не могу сказать. И Фрадков, который недавно был в Минске, и Грызлов, который был на Всебелорусском собрании, открыто поддержали Лукашенко.
Я считаю, что Россия не должна этого делать: это вмешательство во внутренние дела Белоруссии, это некорректно. Тем более это не способствует укреплению хороших отношений с Белоруссией. Лукашенко – банкрот, не стоило бы его поддерживать. Я думаю, нейтралитет был бы самой лучшей позицией.
– Несмотря на давление со стороны властей, вы продолжаете встречаться с избирателями. Расскажите об их настроениях.
– В стране активизировались избиратели: они политизировались. И я каждое выступление начинаю с благодарности людям за то, что они небезразличны к своей судьбе. Сейчас мы снова едем в очередной районный город, и первыми словами, которые я скажу, будут слова благодарности.
Активность очень возросла. Вот, например, одна из последних встреч в городе Солегорске: переполненный зал, переполненное фойе – около 1000 людей. И на улице еще столько же – не смогли попасть. Такого у нас не было со времен перестройки.
– Каковы ваши ближайшие планы?
– Мы продолжим проводить встречи, которые запланированы: вот сейчас едем в Брестскую область и в самом Бресте будем. Встречи будем проводить в Минской области и в Минске. Мы посетили практически все районные центры страны. И в принципе уже больше массовых акций не будет: просто встречи с избирателями в спальных районах. И основной акцент сделаем на защиту права выбора 19 марта.
"Газета"